Беларусь закупит «летающие парты» для будущих боевых пилотов
В течение одного-двух лет Беларусь намерена закупить в России учебные самолеты Як-130. Об этом заявил накануне нового года заместитель министра обороны по вооружению — начальник вооружения Вооруженных сил Беларуси генерал-майор Иван Дырман. По его словам, вопрос о поставке этой авиационной техники сейчас прорабатывается с российской стороной.
Впервые вопрос о закупке машин этого типа был поднят более семи лет назад, когда началась подготовка к организации учебной эскадрильи в составе 206-й штурмовой авиабазы в Лиде. Эскадрилья понадобилась для летной подготовки курсантов авиационного факультета Военной академии Республики Беларусь, а также совершенствования профессиональных качеств военных летчиков строевых частей.
Дело в том, что тогда лишь начальный этап практической подготовки летного и летно-технического состава для ВВС и войск ПВО Беларуси осуществлялся на национальной территории. При этом использовались вертолеты Ми-2 и самолеты Як-52 аэроклубов ДОСААФ.
Для освоения же переходного к боевым самолетам реактивного учебно-тренировочного самолета (УТС) L-39 курсанты-летчики 4-го курса авиационного факультета Военной академии направлялись в соседнюю Россию — в Вяземский аэроклуб. Что, надо полагать, не устраивало военно-политическое руководство Беларуси.
В числе УТС и учебно-боевых самолетов (УБС), которыми предполагалось оснастить эскадрилью в Лиде, рассматривался и Як-130. Однако в январе 2005 года тогдашний командующий ВВС и войсками ПВО Олег Паферов заявил: до завершения испытаний и принятия на вооружение Як-130 в ВВС России пройдет еще не один год. А готовить боевых летчиков для белорусской авиации необходимо было безотлагательно. Да и цена Як-130 обещала существенно превысить первоначально заявленные 10 млн. долларов.
Поэтому выбор был сделан в пользу подержанных (и поэтому дешевых) L-39, которых имелось немало практически во всех бывших советских республиках. 21 декабря 2005 года первые два L-39 из 10 приобретенных Беларусью по контракту в Украине прибыли на аэродром в Лиде. А уже весной 2006 года, после поступления всех закупленных самолетов L-39, на 206-й штурмовой авиабазе в полном объеме началась подготовка летчиков как для истребительной, так и для штурмовой авиации.
Таким образом в Беларуси была создана классическая трехзвенная система подготовки военных летчиков, которая существовала и до сих существует во многих странах (в том числе в Советском Союзе и затем в России). Ее первый этап — это начальная подготовка на поршневых самолетах; второй — основная подготовка на реактивных дозвуковых УТС; наконец, этап три — это подготовка строевых летчиков в специализированных центрах на двухместных вариантах боевых машин.
Впрочем, в последнее время взгляды на систему подготовки летного состава практически повсеместно претерпевают серьезные изменения.
Поскольку вооруженные силы во многих странах сокращаются, масштабы подготовки летчиков для фронтовой авиации резко уменьшились. Соответственно, уменьшилась и нагрузка на УТС. Их количество во ряде стран стало избыточным.
В то же время центры подготовки летного состава ВВС, эксплуатирующие двухместные варианты военных самолетов (в наших условиях это Су-27УБ, МиГ-29УБ, Су-25УБ), столкнулись с серьезными трудностями. Использование такого самолетного парка в учебно-тренировочных целях обходится нынче чрезмерно дорого. Как с точки зрения расхода топлива, так и по причине ускоренного износа материальной части. Что в условиях постсоветских стран с неизбежностью ведет к резкому снижению налета на боевых машинах у молодых летчиков и падению уровня их квалификации.
За последнее десятилетие существенно изменилась и военно-политическая ситуация в мире. Если раньше ВВС основных военных держав в своей подготовке ориентировались в первую очередь на ведение интенсивных широкомасштабных боевых действий против технически хорошо оснащенного противника, то теперь боевой авиации приходится действовать в основном в условиях конфликтов малой интенсивности.
Практика показывает, что для военных действий такого рода существующий самолетный парк далеко не оптимален, использование штурмовиков и фронтовых бомбардировщиков для борьбы с партизанскими и полувоенными вооруженными формированиями обходится чрезмерно дорого. К тому же скоростные самолеты, оптимизированные для условий «большой» войны, нередко малоэффективны в антитеррористических и контрпартизанских операциях.
Короче говоря, опыт современных вооруженных конфликтов выявил острую потребность в легких боевых самолетах для непосредственной поддержки наземных войск.
Выход многие аналитики видят в использовании в локальных конфликтах военных самолетов нового типа, значительно более дешевых (как при закупке, так и в эксплуатации), чем существующие образцы. При этом они, конечно, должны быть оснащены современными навигационными и прицельными комплексами, относительно мощным вооружением (в том числе и высокоточным), а также системами боевой живучести, обеспечивающими защиту от ручного стрелкового оружия.
(Здесь, очевидно, уместно будет сказать, что и в Беларуси военная мысль также склоняется к необходимости принятия на вооружение принципиально нового боевого самолета, отвечающего требованиям военной доктрины государства и недорого в эксплуатации.)
По пути применения таких машин уже пошли многие страны, реально столкнувшиеся с необходимостью вести действия против повстанцев. Как следствие, на мировом рынке вооружений появились боевые варианты учебно-тренировочных машин с усиленным вооружением, оснащенные современной авионикой и обладающие повышенной защитой (в этом ряду можно назвать такие самолеты, как британский ВАе Howk-200, чешский Aero Vodochody L-159, китайский К-8 «Каракорум»).
Российским ответом на вызовы времени стал Як-130. Важнейшей особенностью этой машины является перепрограммируемая цифровая многоканальная система дистанционного управления. Она позволяет в учебных целях изменять характеристики устойчивости и управляемости Як-130 в зависимости от типа имитируемого самолета. Благодаря этому машина способна выполнять полеты практически во всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам, включая семейства Су-30 и МиГ-29, Mirage, Eurofighter, F-15, F-16, F-22, F-35 и другие.
Немаловажным показателем экономической эффективности этого летательного аппарата является и относительно низкая стоимость его летного часа. По данным ОАО «ОКБ имени А.С.Яковлева», один летный час Як-130 в шесть раз дешевле, чем у МиГ-29, и в восемь раз дешевле, чем у Су-27. К тому же значительно ниже расходы на наземную эксплуатацию самолета.
В общем, когда у российских военных возникла потребность в самолете, способном выполнять функции непосредственной поддержки наземных войск в условиях локальных боевых действий, было решено взять за основу Як-130.
Доработанный в соответствии с требованиями ВВС, этот УБС теперь способен эффективно решать как учебные (на нем можно отрабатывать до 80% программы подготовки строевых летчиков), так и боевые задачи (обеспечивать применение всей номенклатуры средств поражения фронтовой авиации, включая высокоточное оружие).
Как отмечают эксперты, Як-130 является полноценным легким штурмовиком, способным одновременно играть роль «летающей парты» для молодых пилотов.
Прикидывая, по карману ли Як-130 Беларуси, следует принять во внимание, что, исходя из конъюнктуры мирового рынка, эта машина может потянуть на 15-18 млн. долларов. Это примерно в 2,5-3 раза дешевле, чем МиГ-29 последней модели, но, конечно, многовато для небогатой и кризисной страны.
Впрочем, можно предположить, что по мере наращивания серийного производства издержки и отпускная цена Як-130 будут снижаться. Да и особый характер отношений Беларуси и России в военной сфере нельзя сбрасывать со счетов. Так что шансы появления на белорусских аэродромах новых самолетов выглядят достаточно реально.
Александр АЛЕСИН