Участие в Болонском процессе позволит Беларуси обучать будущих работников АЭС за рубежом на плановой основе
Источник материала: БелТА
12.01.2012 14:25
—
Новости Общества
12 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Участие в Болонском процессе позволит Беларуси обучать будущих работников АЭС за рубежом на плановой основе. Такое мнение высказал во время online конференции на сайте БЕЛТА ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук.
"Сейчас у нас на повестке дня организация отрасли атомной энергетики в связи со строительством АЭС в Беларуси. Понятно, что сегодня в стране нет соответствующей базы для подготовки специалистов ядерной физики. Поэтому необходимо каким-то образом организовать подготовку специалистов на плановой основе за пределами страны. Болонский процесс даст возможность более осмысленно организовывать такого рода программы", - сказал Михаил Демчук.
При этом он отметил, что сейчас нет особых преград для того, чтобы обучать белорусских граждан за пределами республики, и можно обойти Болонский процесс. "Но Болонская инициатива даст возможность обмениваться информацией, организовать подготовку специалистов по более прогрессивным методикам. Это главное ее преимущество", - подчеркнул ректор РИВШ. Он также добавил, что Болонская идея позволит выигрывать и в экономике образования.
"Каждая страна готовит специалистов по-разному, и иногда сложно организовывать подготовку у себя, создать необходимые условия. Сейчас подготовка специалистов по многим наукоемким специальностям - вещь дорогостоящая: необходимо создавать современную учебную и научно-производственную базу, а это очень большие деньги. Думаю, чаще выгоднее обучать специалистов за пределами страны или договариваться с другими странами, другими вузами о совместной подготовке, совместных образовательных программах. Вхождение в Болонский процесс дает возможность построить таким образом подготовку специалистов", - сказал ректор РИВШ. По его мнению, сама Болонская идея позволяет более предметно, более рационально построить всевозможные образовательные траектории и создает больше точек соприкосновения в развитии университетского образования разных стран.
Среди других преимуществ вступления в Болонский процесс Михаил Демчук назвал заимствование передового зарубежного опыта путем обмена студентами и преподавателями, а также возможность реально оценивать возможности Беларуси в деле подготовки специалистов. "Мы часто говорим о том, что имеем успехи, но эти уникальные успехи никто не замечает. На самом деле есть реальные методики оценок, и здесь мы должны объективно взглянуть прежде всего на себя", - сказал он.
На вопрос - не лишит ли присоединение Беларуси к Европейскому пространству высшего образования выбора образовательных программ для вузов и в целом разнообразия национальных систем образования, ректор РИВШ ответил: "Сегодня много идет разговоров о Болонском процессе, и, я думаю, будет правильно сказать, что никто до конца не читал все, что касается этого процесса, никто не расшифровывал саму идею Болонского процесса. В нем речь идет не о единой модели образования, а о наднациональных принципах организации университетского образования. Понятно, что, скорее всего, жизнь сподвигла к идее организации неких общих подходов. Но каждый вуз в каждой стране волен выбирать собственную траекторию образования", - сказал он.
По словам Михаила Демчука, Европейское пространство высшего образования строится на принципах согласования и открытости, а не унификации и установления единой модели. Он особо подчеркнул, что формирование Европейского пространства высшего образования всегда происходило в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. "Болонская декларация не навязывает странам единственно возможную модель формирования национальной системы высшего образования, а только определяет принципы, на основании которых рекомендуется строить национальные модели, что зафиксировано в Лондонском коммюнике "На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализированного мира" (16-17 мая 2007 года)", - резюмировал ректор РИВШ.
"Сейчас у нас на повестке дня организация отрасли атомной энергетики в связи со строительством АЭС в Беларуси. Понятно, что сегодня в стране нет соответствующей базы для подготовки специалистов ядерной физики. Поэтому необходимо каким-то образом организовать подготовку специалистов на плановой основе за пределами страны. Болонский процесс даст возможность более осмысленно организовывать такого рода программы", - сказал Михаил Демчук.
При этом он отметил, что сейчас нет особых преград для того, чтобы обучать белорусских граждан за пределами республики, и можно обойти Болонский процесс. "Но Болонская инициатива даст возможность обмениваться информацией, организовать подготовку специалистов по более прогрессивным методикам. Это главное ее преимущество", - подчеркнул ректор РИВШ. Он также добавил, что Болонская идея позволит выигрывать и в экономике образования.
"Каждая страна готовит специалистов по-разному, и иногда сложно организовывать подготовку у себя, создать необходимые условия. Сейчас подготовка специалистов по многим наукоемким специальностям - вещь дорогостоящая: необходимо создавать современную учебную и научно-производственную базу, а это очень большие деньги. Думаю, чаще выгоднее обучать специалистов за пределами страны или договариваться с другими странами, другими вузами о совместной подготовке, совместных образовательных программах. Вхождение в Болонский процесс дает возможность построить таким образом подготовку специалистов", - сказал ректор РИВШ. По его мнению, сама Болонская идея позволяет более предметно, более рационально построить всевозможные образовательные траектории и создает больше точек соприкосновения в развитии университетского образования разных стран.
Среди других преимуществ вступления в Болонский процесс Михаил Демчук назвал заимствование передового зарубежного опыта путем обмена студентами и преподавателями, а также возможность реально оценивать возможности Беларуси в деле подготовки специалистов. "Мы часто говорим о том, что имеем успехи, но эти уникальные успехи никто не замечает. На самом деле есть реальные методики оценок, и здесь мы должны объективно взглянуть прежде всего на себя", - сказал он.
На вопрос - не лишит ли присоединение Беларуси к Европейскому пространству высшего образования выбора образовательных программ для вузов и в целом разнообразия национальных систем образования, ректор РИВШ ответил: "Сегодня много идет разговоров о Болонском процессе, и, я думаю, будет правильно сказать, что никто до конца не читал все, что касается этого процесса, никто не расшифровывал саму идею Болонского процесса. В нем речь идет не о единой модели образования, а о наднациональных принципах организации университетского образования. Понятно, что, скорее всего, жизнь сподвигла к идее организации неких общих подходов. Но каждый вуз в каждой стране волен выбирать собственную траекторию образования", - сказал он.
По словам Михаила Демчука, Европейское пространство высшего образования строится на принципах согласования и открытости, а не унификации и установления единой модели. Он особо подчеркнул, что формирование Европейского пространства высшего образования всегда происходило в соответствии с принципами сохранения и согласования разнообразных национальных систем образования. "Болонская декларация не навязывает странам единственно возможную модель формирования национальной системы высшего образования, а только определяет принципы, на основании которых рекомендуется строить национальные модели, что зафиксировано в Лондонском коммюнике "На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализированного мира" (16-17 мая 2007 года)", - резюмировал ректор РИВШ.
БелТА (оригинал новости)