Выводы "альтернативного отчета" по Болонскому процессу противоречат мнению экспертов европейского агентства по образованию - Демчук

Источник материала: БелТА  
12.01.2012 10:54 — Новости Общества
12 января, Минск /Корр. БЕЛТА/. Выводы "альтернативного отчета" по Болонскому процессу противоречат мнению экспертов европейского Исполнительного агентства по образованию, аудиовизуальным средствам и культуре (EACEA).Об этом сообщил во время online конференции на сайте БЕЛТА ректор Республиканского института высшей школы (РИВШ) доктор физико-математических наук, профессор Михаил Демчук.

По его словам, в Беларуси ведется активное обсуждение готовности страны к вхождению в Болонский процесс. Министерство образования подало заявку на вступление, а некий общественный Болонский комитет, созданный в Беларуси, подготовил "альтернативный отчет", в котором сделан вывод, что без предварительного реформирования страны будет невозможно присоединиться к Болонскому процессу. Самое удивительное, что представленные в "альтернативном отчете" данные и общие выводы напрямую противоречат выводам экспертов европейского исполнительного агентства, сделанным еще в 2010 году, подчеркнул Михаил Демчук.

Исполнительное агентство провело в 2010 году обширное исследование состояния внедрения Болонского процесса в странах европейского континента, не входящих в Евросоюз. Среди исследуемых стран была и Беларусь. По итогам издан аналитический доклад "Реализация Болонского процесса в странах TEMPUS (2009/2010)". Анализ основан на критериях и категориях, определенных в предыдущих исследованиях Eurydice (информационной сети образования в Европе), и содержит данные об основных направлениях Болонского процесса.

"Авторы европейского доклада акцентировали внимание, что принятие Болонских принципов и подходов - добровольный процесс, в котором страны стали принимать участие в разное время, а также что темпы внедрения реформы во многом зависят от местного и исторического контекста. Так что заявляя, что страна не готова к вступлению в Болонский процесс, авторы "альтернативного доклада" отвергают главный постулат построения Европейского пространства высшего образования - добровольность и ответственность самого государства", - сказал Михаил Демчук.

По сути, среди основных "болонских инструментов", которые должны быть разработаны, - это структура трех циклов образования, внедрение приложения к диплому, разработка Национальной рамки квалификаций и формирование независимого органа по обеспечению качества высшего образования. В этом отношении страны TEMPUS все еще находятся на разных стадиях развития, и ни одна из них не внедрила все инструменты. Кстати, то же самое можно наблюдать и в странах ЕС. Пока что ни один член Европейского пространства высшего образования не реализовал в полном объеме все рекомендации Болонской декларации. Присоединение Беларуси к Европейскому пространству высшего образования будет означать, что страна берет на себя обязательства в целом следовать принципам построения данного образовательного пространства и сделать национальную систему высшего образования понятной и прозрачной для других стран европейского континента.

"Идеальной Болонской модели на практике не существует. Давать детальную оценку процесса реформирования каждой европейской страной национальных систем образования на основании принципов построения Европейского пространства высшего образования, на мой взгляд, нецелесообразно - каждая страна имеет национальные традиции в сфере образования и при осуществлении реформирования системы образования руководствовалась национальными целями", - подчеркнул ректор РИВШ. По его словам, заимствование чьей-либо практики всегда будет проблемным, так как не учитываются национальные традиции в сфере образования и целевые установки.

Говоря о готовности страны к Болонскому процессу, Михаил Демчук отметил, что кардинальные изменения системы высшего образования Беларуси, например, введение многоуровневой системы образования, компетентностная модель выпускника, сокращение сроков подготовки специалистов, уже завершены. "Сегодня продолжается оптимизация национальной системы высшего образования исходя, в первую очередь, из потребностей нашего государства", - сказал он.
←Белорусские вузы рассматривают варианты сокращения сроков подготовки по специальностям

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика