Православные празднуют Рождество

Источник материала:  
07.01.2012 09:49 — Новости Общества

Православные празднуют Рождество

БелаПАН /
  • РИА "Новости"
    Православные празднуют Рождество
    Православные Беларуси празднуют Рождество Христово. Торжественные богослужения начались минувшей ночью во всех православных храмах страны и продлятся сегодня.

    Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший экзарх всея Беларуси обратился к верующим с традиционным рождественским посланием.

    "Рождество Христово — это шаг величайшего доверия человеческому роду, — отмечает глава Белорусской православной церкви (БПЦ). — Бог становится младенцем, позволяет юной Марии держать Себя на руках, вверяет Себя заботе престарелого Иосифа и многих других людей, окружавших Его. Рождество Христово уязвляет совесть каждого из нас вопросом: чем ответишь на такое доверие ты, человек?"

    "Нам нужно услышать этот вопрос в обстоятельствах собственной жизни, — говорится в послании. — Каждого из нас Господь Иисус Христос призывает быть полноценной личностью, тем, кто сможет преобразить малую часть окружающего мира. Главная сила, способная помочь обществу в трудный час, — это сила богоподобной личности, человека. Наша ответственность заключается в том, чтобы проживать свою жизнь как ответный дар ныне родившемуся Христу. Это означает, что мы призваны к честному и добросовестному труду, чуткому и внимательному отношению друг к другу, покаянию и дерзновенной молитве к Богу".

    "Дай Бог, чтобы в грядущем году мы помнили, куда нам идти. Чтобы наш путь освещался светом Рождественской звезды, которая помогает видеть чудо там, где зависть и злоба Ирода норовит истребить человеческое, личностное начало. С праздником, дорогие братья и сестры! С Рождеством Христовым! Да сохранит Господь Своей благодатью все доброе и хорошее, что рождается в наших сердцах, дабы в сей день мы смогли от щедрот сердца вынести навстречу друг другу мир, радость и любовь!" — сказано в рождественском послании главы БПЦ.

    Митрополит Филарет принял участие во всенощном бдении, которое началось в главном православном храме страны — минском Свято-Духовом кафедральном соборе — 6 января в 18.00.

    Сегодня он примет участие в Божественной литургии в кафедральном соборе и поздравит с Рождеством детей из загрязненных радиацией районов.

    Планируется, что главный православный храм страны сегодня также посетит Александр Лукашенко.

    По последним данным, в состав Белорусского экзархата РПЦ входят 11 епархий, 1.555 приходов и 34 монастыря. В БПЦ несут послушание 14 архиереев, в том числе три викария, 1.485 священников, 166 диаконов.

    В экзархате действуют Минская духовная академия, Минская и Витебская духовные семинарии, Минское, Слонимское и Витебское духовные училища, 654 воскресные школы, более 100 церковных организаций, занимающихся социальной деятельностью. 

     
     



    Рождество Христово в Православной церкви

    Рождество Христово — один из главных праздников Православной церкви.

    Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился от Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме.
    Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Дева Мария и праведный Иосиф, происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме в связи с переписью все места в гостиницах были заняты, и Мария и Иосиф смогли найти ночлег лишь в известняковой пещере, предназначенной для стойла скота. Когда же они там расположились, Марии наступило время родить. Среди сена и соломы в холодную зимнюю ночь родился младенец Иисус Христос. Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли — кормушку для скота. Но среди полночной тишины, когда все человечество было объято сном, весть о рождении Спасителя мира услышали пастухи, сторожившие стадо. Им явился Ангел и сказал: "Не бойтесь: благовествую вам радость великую, которая будет всем людям. Сегодня родился Спаситель мира — Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях". И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога. Когда Ангелы исчезли, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось. И, поспешив, они нашли пещеру, где находились Мария, Иосиф и Младенец, лежащий в яслях. Пастухи рассказали святому семейству о том, что было возвещено им о Младенце.

    В это время, согласно Евангелию от Матфея, с дарами к Богомладенцу шли волхвы (древние мудрецы) с востока. Они ждали, что вскоре на землю должен прийти великий Царь мира. Волхвы, по преданию их называли Гаспар, Мельхиор и Валтасар, направились в Иерусалим, чтобы расспросить, где нужно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал их к себе. Он выведал у волхвов время появления звезды — возможный возраст будущего царя, которого он опасался как соперника своему царствованию. Ирод лицемерно просил, чтобы волхвы известили о месте рождения младенца, "чтобы и мне пойти поклониться Ему".

    Следуя за путеводной звездой, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю и принесли дары Востока: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших). Затем, получив от Бога откровение не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.

    Разгневанный Ирод, обнаружив, что волхвы не послушались его, отправил в Вифлеем солдат с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Пресвятой Девой Марией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти Ирода.

    В воспоминание о рождении (рождестве) Иисуса Христа установлен церковью праздник — Рождество Христово. Начало его празднования относится ко временам апостолов. В Апостольских постановлениях говорится: "Храните, братия, дни праздничные, и, во‑первых, день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25‑й день десятаго месяца" (от марта).

    В первые три века новой эры во время гонения христиан в некоторых церквах праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 19 января (6 января по старому стилю) под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день своего рождения.

    Дата Рождества — 25 декабря  — принята Церковью с IV века. До 70‑х годов I века подавляющее большинство христиан составляли иудеи, и среди них вопрос о дате рождения Спасителя не поднимался, потому что у иудеев вообще не принято было точно знать дни рождения. Ко II‑III векам относятся первые попытки установить дату Рождества Христова и отмечать этот день как один из главных христианских праздников.
    В 337 году папа римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря (исключение составляет армянская Церковь, которая отмечает Рождество и Крещение Господне, как единый праздник Богоявления). Русская православная церковь также празднует Рождество Христово 25 декабря, но по старому стилю — по юлианскому календарю (так как Русская православная церковь не приняла реформу календаря папы Григория XIII), то есть 7 января — по новому григорианскому стилю.

    Праздник Рождества Христова предваряет Рождественский пост, чтобы душа христиан очистилась молитвой и покаянием, а тело — воздержанием в пище. Пост начинается 28 ноября (15 ноября по юлианскому календарю) и длится до 7 января (25 декабря по старому стилю). Последний день Рождественского поста — Навечерие Рождества, Рождественский сочельник, когда пост становится особенно строгим и служится вечерня (вечернее богослужение) Рождества Христова. К Рождественскому сочельнику храмы украшают по‑праздничному — еловыми ветвями, гирляндами с цветами и огнями.

    Поскольку праздничная вечерня уже была отслужена, всенощное бдение начинается с радостного возгласа пророка Исаии: "С нами Бог!" Утреня совершается по чину великих праздников. На ней впервые полностью поется один из самых красивых канонов в православном богослужении: "Христос рождается, славите! Христос в небеси, срящите (встречайте)! Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля!"

    Заключает празднование Рождества Христова Божественная литургия — богослужение, на котором совершается таинство Причащения.
    На следующий день совершается празднование Собора Пресвятой Богородицы. Соединяя рождественские гимны с песнопениями, прославляющими Божию Матерь, церковь указывает на Марию как на того человека, благодаря которому стало возможным Боговоплощение. Праздник Собора Пресвятой Богородицы в христианской традиции является наиболее древним праздником в честь Девы Марии, началом Ее церковного почитания.

    Период от Рождества Христова до Крещения называют Святыми днями, или Святками. По сути, это продолжение Праздника Рождества.
    К Рождеству Христову во многих семьях существует обычай наряжать елку, дарить друг другу подарки. Елочные ветви украшают различными сладостями и светящимися огоньками.

    В праздник после богослужения разговлялись всевозможными мясными и рыбными закусками, заливным и запеченным гусем с яблоками. Жареная птица была украшением рождественского стола. Курицу подавали холодной, гуся или утку — горячими. Холодную птицу гарнировали солеными огурцами, помидорами и зеленью, горячую — жареным картофелем. На Рождество в каждом доме выпекали пироги, пряники, колядки (маленькие по форме изделия из ржаного пресного теста с различными начинками), которыми угощали и тех, кто приходил колядовать — петь народные песни о Рождестве Христовом.

    С 1917 года в атеистическом советском государстве Рождество Христово не только праздновать, но и упоминать запрещалось. Рождественские службы совершали тайно в домах, в лагерях, тюрьмах и ссылках. Рождество праздновали в самых невероятных условиях, рискуя потерять работу, свободу и даже жизнь.

    27 декабря 1990 года в связи с обращением Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и уважая религиозные чувства верующих, Верховный Совет РСФСР объявил Рождество Христово нерабочим днем. Постановление начало действовать с 14 января 1991 года, таким образом, признав Рождество Христово официальным праздничным днем.



    TUT.BY поздравляет всех православных верующих. С Рождеством! С праздником!
←Православные верующие сегодня отмечают один из главных праздников - Рождество Христово

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика