Необычные находки известных архитекторов мира
В архитектуре смешение стилей сегодня и является стилем. И не потому, что человечество не способно придумать что-нибудь новое. Просто архитекторам сейчас позволено все: от классики, нового барокко до минимализма и эмпиризма. Элементы стилей теперь только инструменты в руках проектировщиков. Главное — это впечатления от конкретного места, пространства, ассоциации, которые впоследствии воплощаются в форму.
Корреспондент “НГ”, посетив мастер-классы ведущих мировых архитекторов, прошедшие в рамках Национального фестиваля архитектуры, попыталась разобраться в предпочтениях творцов.
Бриллиант в проектеИндивидуальный дом — это портрет, отражение прогнозируемого образа жизни заказчика. Задача архитектора почувствовать человека, семью, дать возможность им высказаться и придумать оригинальное решение, подходящее для конкретного места.
Литовский архитектор Гинтавтас Няткявичус на своем мастер-классе рассказал про то, как однажды вечером на участке заказчика у него родилась идея построить дом наподобие костра из больших бревен. Самым сложным для строителей было возвести консоль длиной 15 метров. Но когда с этой задачей справились и обшили дом простой доской, портфолио архитектора пополнилось необычной работой.
Еще одно интересное решение. Семья приобрела участок в неблагоприятном месте частного сектора. Соседи с одной стороны занимаются ремонтом автомобилей, с другой живут пьяницы. У хозяев возникло желание отгородиться от этой неприглядной реальности. На небольшом участке удалось разместить дом в форме креветки с внутренним двориком.
Литовским архитектором в Минске было представлено немало интересных проектов: дом, напоминающий стог сена, маленький дом в большом стеклянном, дом-“корабль”, дом-“бриллиант”, дом-“трамвай”, типография в виде гильотины, баня, напоминающая старое ржавеющее ведро и т.д.
Висячие садыКакие бы объекты ни проектировал польский архитектор Марэк Будзинский — заводы, храмы, библиотеки, микрорайоны, — он никогда не забывал о растениях.
Озелененные крыши — это одна из его авторских фишек. Архитектор старается придерживаться принципов органической архитектуры — соединяет архитектурные сооружения с природным окружением. Спроектированный мастером висячий сад Университетской библиотеки в Варшаве — один из самых ярких объектов не только в его творчестве, но и в целом в Европе.
В одной из своих последних работ Марэк Будзинский вовсе отказался от традиционных законов формы. Планируется, что Центр обучения природы будет напоминать горный массив, максимально сольется с ландшафтом и частично будет скрыт под землей.
Российский архитектор Виктор Логвинов, так же как и польский коллега, экспериментирует с приемами и формами экологической архитектуры. Логвинов говорит о себе: “Я убежденный сторонник того, что архитектурная среда, окружающая человека, должна быть максимально приближена к природной”. Яркий пример — офисное здание в Карамышевском проезде Москвы. С садами на террасах и кровлях.
И воспарим!Виктор Логвинов также активно пропагандирует аэростатическую архитектуру.
Пока в мире очень мало объектов с “эффектом парения”, но многие творцы делают на аэростатику серьезные ставки. Идея свободного полета, дом, который можно надуть, как воздушный шарик, — это манит и завораживает.
Несмотря на то что аэростату можно придать любую функциональную форму, его можно использовать не только в качестве рациональной экономичной конструкции, но и как средство создания незабываемых ярких, возвышенных пространственных образов. Так возникла идея тентового покрытия. Она подарила миру, быть может, самый замечательный, самый красивый за всю историю Олимпийских игр спортивный комплекс “Мюнхен-72”.
В этом году даже проводился конкурс на лучшую аэростатическую идею для Олимпиады в Сочи. Возможно, мечты о воздухопарящих зданиях будущего вскоре сбудутся!
Светлана ДЕВЯТКОВА, “НГ”