Транспортная инспекция начала борьбу нелегальной междугородней доставкой
03.01.2012 08:58
—
Новости Общества
Транспортная инспекция начала борьбу с нелегальной междугородней доставкой
Услугам почты и транспортных агентств белорусы предпочитают услуги водителей междугородних автобусов. Транспортная инспекция начала борьбу с незаконными почтовыми отправлениями.
Сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области первыми в стране решили посмотреть, что перевозится из Минска в Витебск на междугородних автобусах. И выяснили, что кроме пассажиров и их багажа в автобусах перевозятся сами собой целые партии запчастей к автомобилям, компьютерная техника и расходные материалы, товары мелкой розницы и многое другое.
Каждый вечер в зоне высадки пассажиров на автовокзале в Витебске к прибытию автобусов из Минска собирается немало людей. Их можно назвать встречающими. Однако, как правило, эти люди встречают не пассажиров из столицы, а вещи, которые едут в автобусе сами по себе. Люди встречают письма, сумки и прочие послания, которые им с помощью водителей-междугородников передают знакомые, друзья и сослуживцы из Минска.
Между тем, такие передачки запрещены Правилами пассажирских перевозок. И водителям хорошо известно, что на основании этого документа в автобусе запрещено перевозить вещи, не принадлежащие ни водителю, ни пассажирам. Но знать, не значит исполнять. В последнее время такая альтернативная почта приобрела невиданные доселе размахи, что не обращать внимание на это явление уже стало не возможно. В декабре филиал Транспортной инспекции по Витебской области совместно с ОАО "Витебскоблавтотранс" и контрольной службой филиала "Автобусного парка №1, г. Витебска" провел ряд рейдов, призванных более детально разобраться в ситуации, обеспечить соблюдение Правил пассажирских перевозок, и главное – безопасность пассажиров. В одни из таких рейдов пригласили и журналистов.
- В ходе нашей работы выявлялись случаи, когда в микроавтобусе едет несколько пассажиров, а все проходы и задняя дверь заблокированы вещами. Это недопустимо. Случись авария, как люди будут спасаться? – обрисовывал проблему перед выездом в рейд начальник отдела контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой.
Но это лишь один аспект проблемы. Главное, такие посылки никем и никак не контролируются. Где гарантия, что среди перевозимых водителем передач нет наркотиков или взрывчатки? Здесь все базируется исключительно на доверии. Повезу – не повезу. А еще на финансовом интересе водителя. Не секрет, что за каждую такую передачку водителю платит либо отправляющий ее, либо встречающий. А хорошие деньги, как известно, притупляют бдительность.
Наша рейдовая группа, чтобы не привлекать внимание, приехала на автовокзал аккурат к прибытию туда первого из вечерних автобусов из Минска. И, о чудо, никаких писем, авосек или сумок водитель комфортабельного "Мерседеса" не привез.
- Удивительно! – говорит Иван Варзов, начальник контрольной службы "Автобусного парка № 1, г. Витебска". – В предыдущем рейде именно к этому автобусу человек пятнадцать сбежалось за передачками. Среди них были бампера и крылья к автомобилям, книги, какие-то медикаменты.
После того случая в "Автобусном парке №1, г. Витебска" прошел День бригадира, в ходе которого водителям еще раз были разъяснены Правила пассажирских перевозок. Провинившимся объявили взыскание и всех под роспись предупредили о том, что в автобусе не должно находиться вещей, не принадлежащих пассажирам или водителю.
Неужели сработало? Как бы не так! Примерно во время нашего появления на автовокзале в диспетчерской с экранов навигатора исчезли сразу два автобуса, следующих из Минска в Витебск. Водители отключили спутниковую навигационную систему.
И следующий автобус в зоне высадки пассажиров пришлось ждать долго. Он не появился в положенное ему время. Не было его там и спустя 15 минут. Несколько человек, которые явно ожидали его, нервно курили, оглядывались по сторонам, звонили по мобильнику, а после стали по одному исчезать в неизвестном направлении.
- Все, водитель уже знает, что здесь проверка! – объясняет Алексей Воронцов, специалист транспортной инспекции. – Первый водитель, которого мы проверили, тут же передал информацию по цепочке. Сейчас тот, кого мы ждем или заехал куда-нибудь, чтобы выгрузить передачи, или остановился метрах в ста от вокзала и отзванивается "клиентам", чтобы те быстренько подошли за своими пакетами. А может, тихонько проскользнул в диспетчерскую, отметился, и поехал передачи развозить. Поэтому и навигатор отключил, чтобы не заметили, что он отклоняется от маршрута.
Через какое-то время автобус все же обнаружился – стоял, спрятавшись за другие машины, в темном уголке. Такое впечатление, что на автовокзал он прокрался тайком. Ни коробок, ни конвертов нет, на вопрос о навигаторе водитель очень натурально удивляется: "Как отключился? Ну, надо же, надо смотреть, что там с ним…"
- В прошлый раз этого водителя как раз за передачи и штрафовали, - замечает инспектор. – Скорее всего, он и сейчас что-то вез. Но, как говорится, не пойман – не вор.
Теперь единственный способ изловить нарушителей – встречать их на въезде в город. В лесу-то или на обочине передачи не скинешь! Инспекторы выезжают навстречу следующему автобусу в поселок Кировский.
Этот метод "охоты" себя полностью оправдал. В автобусе, который тормознули еще до городской черты, неучтенного багажа было предостаточно. Радиатор, какие-то ведра с краской, коробочки, внушительная сумка, к которой прицеплена записка с надписью "Для Джульетты" и номером телефона.
- Навигатор выключил потому, что у меня от него голова болит! – оправдывался водитель. - А это? Ну и что? Люди просят! Думаете, я тут много заработал? Да тысяч двадцать за передачу если дадут, и то хорошо.
К автобусу подходит женщина но, увидев людей в форменных жилетах, испуганно отбегает. Наверное, та самая Джульетта. Зря убежала – тех, кто передает или принимает сумки и пакеты, привлечь к ответственности никто не имеет права, и вещи не отберут. Неприятности только у водителя. Ему выписывают штраф и отправляют немедленно оплачивать. Автобус уезжает. Так что Джульетте еще придется за своей сумкой побегать. Кстати, этого водителя за передачки штрафуют уже не в первый раз. А все равно возит.
А что, если эту услугу легализовать? Я сам неоднократно пользовался такой почтой. По большому счету, мне лично все равно, дать денег водителю или купить в кассе билет для своего багажа и отправить его в самостоятельное путешествие на автобусе. Судя по количеству людей, желающих быстренько передать в другой город подарок к празднику, мешок картошки студенту, папку с документами или еще что-то, услуга-то востребована и может быть очень даже рентабельной.
- Это не так просто, как кажется. Нужно менять законодательную базу, переписывать Правила пассажирских перевозок. Ведь совмещать грузовые и пассажирские перевозки мы не можем. А кто будет контролировать, что именно человек передает в запакованной коробочке? Может быть, там взрывоопасный предмет, наркотики? – рассуждает начальник сектора "Оператор пассажирских перевозок" ОАО "Витебскоблавтотранс" Алексей Долгий. – Мы же не имеем права подвергать опасности жизни пассажиров. Скорее такую услугу можно оказывать отдельно. Как грузовые перевозки.
Действительно, если отстраниться от эмоций: "Кому мешает, что я передам с водителем подарок к празднику или глушитель к автомобилю?" или "Контролеры увидели лишнюю копейку у водителей и хотят лишить их хлеба", то картина вырисовывается не однозначная. Здесь речь идет, прежде всего, о безопасности пассажиров, и о безопасности водителей. Водителя в случае перевозки им наркотических веществ можно привлечь к уголовной ответственности. Пассажиры в случае ДТП могут быть заблокированы чужими крупногабаритными вещами. Про возможные взрывы лучше умолчу. Поэтому, наверное, такую услугу могли бы оказывать отдельно индивидуальные предприниматели. Тем более, что лицензия на грузовые перевозки автомобилем до 3,5 тонн в Беларуси не требуется. Для этого нужно лишь обозначить место и время приема передач в Минске, а также время и место их прибытия в Витебск. В таком случае индивидуальный предприниматель будет нести ответственность и за доставку "передачи" и за содержание посылок. Ну, и, конечно, без серьезной рекламной кампании, не обойтись.
Сотрудники филиала Транспортной инспекции по Витебской области первыми в стране решили посмотреть, что перевозится из Минска в Витебск на междугородних автобусах. И выяснили, что кроме пассажиров и их багажа в автобусах перевозятся сами собой целые партии запчастей к автомобилям, компьютерная техника и расходные материалы, товары мелкой розницы и многое другое.
Каждый вечер в зоне высадки пассажиров на автовокзале в Витебске к прибытию автобусов из Минска собирается немало людей. Их можно назвать встречающими. Однако, как правило, эти люди встречают не пассажиров из столицы, а вещи, которые едут в автобусе сами по себе. Люди встречают письма, сумки и прочие послания, которые им с помощью водителей-междугородников передают знакомые, друзья и сослуживцы из Минска.
Между тем, такие передачки запрещены Правилами пассажирских перевозок. И водителям хорошо известно, что на основании этого документа в автобусе запрещено перевозить вещи, не принадлежащие ни водителю, ни пассажирам. Но знать, не значит исполнять. В последнее время такая альтернативная почта приобрела невиданные доселе размахи, что не обращать внимание на это явление уже стало не возможно. В декабре филиал Транспортной инспекции по Витебской области совместно с ОАО "Витебскоблавтотранс" и контрольной службой филиала "Автобусного парка №1, г. Витебска" провел ряд рейдов, призванных более детально разобраться в ситуации, обеспечить соблюдение Правил пассажирских перевозок, и главное – безопасность пассажиров. В одни из таких рейдов пригласили и журналистов.
- В ходе нашей работы выявлялись случаи, когда в микроавтобусе едет несколько пассажиров, а все проходы и задняя дверь заблокированы вещами. Это недопустимо. Случись авария, как люди будут спасаться? – обрисовывал проблему перед выездом в рейд начальник отдела контроля филиала Транспортной инспекции по Витебской области Константин Рой.
Но это лишь один аспект проблемы. Главное, такие посылки никем и никак не контролируются. Где гарантия, что среди перевозимых водителем передач нет наркотиков или взрывчатки? Здесь все базируется исключительно на доверии. Повезу – не повезу. А еще на финансовом интересе водителя. Не секрет, что за каждую такую передачку водителю платит либо отправляющий ее, либо встречающий. А хорошие деньги, как известно, притупляют бдительность.
Наша рейдовая группа, чтобы не привлекать внимание, приехала на автовокзал аккурат к прибытию туда первого из вечерних автобусов из Минска. И, о чудо, никаких писем, авосек или сумок водитель комфортабельного "Мерседеса" не привез.
- Удивительно! – говорит Иван Варзов, начальник контрольной службы "Автобусного парка № 1, г. Витебска". – В предыдущем рейде именно к этому автобусу человек пятнадцать сбежалось за передачками. Среди них были бампера и крылья к автомобилям, книги, какие-то медикаменты.
После того случая в "Автобусном парке №1, г. Витебска" прошел День бригадира, в ходе которого водителям еще раз были разъяснены Правила пассажирских перевозок. Провинившимся объявили взыскание и всех под роспись предупредили о том, что в автобусе не должно находиться вещей, не принадлежащих пассажирам или водителю.
Неужели сработало? Как бы не так! Примерно во время нашего появления на автовокзале в диспетчерской с экранов навигатора исчезли сразу два автобуса, следующих из Минска в Витебск. Водители отключили спутниковую навигационную систему.
И следующий автобус в зоне высадки пассажиров пришлось ждать долго. Он не появился в положенное ему время. Не было его там и спустя 15 минут. Несколько человек, которые явно ожидали его, нервно курили, оглядывались по сторонам, звонили по мобильнику, а после стали по одному исчезать в неизвестном направлении.
- Все, водитель уже знает, что здесь проверка! – объясняет Алексей Воронцов, специалист транспортной инспекции. – Первый водитель, которого мы проверили, тут же передал информацию по цепочке. Сейчас тот, кого мы ждем или заехал куда-нибудь, чтобы выгрузить передачи, или остановился метрах в ста от вокзала и отзванивается "клиентам", чтобы те быстренько подошли за своими пакетами. А может, тихонько проскользнул в диспетчерскую, отметился, и поехал передачи развозить. Поэтому и навигатор отключил, чтобы не заметили, что он отклоняется от маршрута.
Через какое-то время автобус все же обнаружился – стоял, спрятавшись за другие машины, в темном уголке. Такое впечатление, что на автовокзал он прокрался тайком. Ни коробок, ни конвертов нет, на вопрос о навигаторе водитель очень натурально удивляется: "Как отключился? Ну, надо же, надо смотреть, что там с ним…"
- В прошлый раз этого водителя как раз за передачи и штрафовали, - замечает инспектор. – Скорее всего, он и сейчас что-то вез. Но, как говорится, не пойман – не вор.
Теперь единственный способ изловить нарушителей – встречать их на въезде в город. В лесу-то или на обочине передачи не скинешь! Инспекторы выезжают навстречу следующему автобусу в поселок Кировский.
Этот метод "охоты" себя полностью оправдал. В автобусе, который тормознули еще до городской черты, неучтенного багажа было предостаточно. Радиатор, какие-то ведра с краской, коробочки, внушительная сумка, к которой прицеплена записка с надписью "Для Джульетты" и номером телефона.
- Навигатор выключил потому, что у меня от него голова болит! – оправдывался водитель. - А это? Ну и что? Люди просят! Думаете, я тут много заработал? Да тысяч двадцать за передачу если дадут, и то хорошо.
К автобусу подходит женщина но, увидев людей в форменных жилетах, испуганно отбегает. Наверное, та самая Джульетта. Зря убежала – тех, кто передает или принимает сумки и пакеты, привлечь к ответственности никто не имеет права, и вещи не отберут. Неприятности только у водителя. Ему выписывают штраф и отправляют немедленно оплачивать. Автобус уезжает. Так что Джульетте еще придется за своей сумкой побегать. Кстати, этого водителя за передачки штрафуют уже не в первый раз. А все равно возит.
А что, если эту услугу легализовать? Я сам неоднократно пользовался такой почтой. По большому счету, мне лично все равно, дать денег водителю или купить в кассе билет для своего багажа и отправить его в самостоятельное путешествие на автобусе. Судя по количеству людей, желающих быстренько передать в другой город подарок к празднику, мешок картошки студенту, папку с документами или еще что-то, услуга-то востребована и может быть очень даже рентабельной.
- Это не так просто, как кажется. Нужно менять законодательную базу, переписывать Правила пассажирских перевозок. Ведь совмещать грузовые и пассажирские перевозки мы не можем. А кто будет контролировать, что именно человек передает в запакованной коробочке? Может быть, там взрывоопасный предмет, наркотики? – рассуждает начальник сектора "Оператор пассажирских перевозок" ОАО "Витебскоблавтотранс" Алексей Долгий. – Мы же не имеем права подвергать опасности жизни пассажиров. Скорее такую услугу можно оказывать отдельно. Как грузовые перевозки.
Действительно, если отстраниться от эмоций: "Кому мешает, что я передам с водителем подарок к празднику или глушитель к автомобилю?" или "Контролеры увидели лишнюю копейку у водителей и хотят лишить их хлеба", то картина вырисовывается не однозначная. Здесь речь идет, прежде всего, о безопасности пассажиров, и о безопасности водителей. Водителя в случае перевозки им наркотических веществ можно привлечь к уголовной ответственности. Пассажиры в случае ДТП могут быть заблокированы чужими крупногабаритными вещами. Про возможные взрывы лучше умолчу. Поэтому, наверное, такую услугу могли бы оказывать отдельно индивидуальные предприниматели. Тем более, что лицензия на грузовые перевозки автомобилем до 3,5 тонн в Беларуси не требуется. Для этого нужно лишь обозначить место и время приема передач в Минске, а также время и место их прибытия в Витебск. В таком случае индивидуальный предприниматель будет нести ответственность и за доставку "передачи" и за содержание посылок. Ну, и, конечно, без серьезной рекламной кампании, не обойтись.