Белорусские дети рискуют остаться без отечественной обуви

Источник материала:  
19.12.2011 17:10 — Новости Общества

Белорусские дети рискуют остаться без отечественной обуви


Белорусские дети рискуют остаться без отечественной обуви
Забота о белорусских детях вдохновила правительство на расширение перечня социально значимых товаров, на которые регулируются рентабельность и торговые надбавки, товарами детского ассортимента. Вот только благие намерения чреваты серьезными последствиями - производители предупреждают, что белорусские магазины рискуют вообще остаться без детской обуви. Производство это импортоемкое, а серьезные ограничения на внутреннем рынке делают его неинтересным производителю. О специфике производства детской обуви и о том, почему белорусские дети могут оказаться без нее, корреспонденту TUT.BY рассказал директор могилевского ОАО "Обувь" (торговая марка Shagovita) Сергей Бурмистров.
 
Все лучшее - взрослым. Или на экспорт
 
Раньше предельная торговая надбавка и предельная рентабельность для производителя устанавливалась только на детскую обувь до 26 размера и одежду для детей до одного года. Но постановлением Совмина №1655 от 7 декабря перечень был расширен, и теперь в него попала детская обувь до 40 размера и вся детская одежда.
 
Любое ограничение в ценообразовании в детской обуви и одежде будет толкать производителя "уходить от этого ассортимента", аргументирует Сергей Бурмистров. Тем более в условиях более высокой доходности экспорта (его рентабельность после девальвации превышает 50%, а по некоторым позициям - и 80%) и более высокой доходности производства взрослого ассортимента (рентабельность здесь законодательно не ограничена). "Себестоимость производства (в силу равных материалоемкости и трудозатрат) детского девичьего сапога 38 размера и аналогичного женского 38 размера одинакова. Цены же могут отличаться в разы", - сетует директор предприятия.
 
Проблему ОАО "Обувь" усугубляет то, что предприятие занимается только детским ассортиментом - доля взрослой обуви в общем объеме мизерная. "Последние 30 лет мы специализировались на детском ассортименте. Но сейчас будем выпускать и взрослую обувь", - замечает Бурмистров. Не увлекались и экспортом - поставки в 2010 году составляли 32% от общего объема производства. Сейчас, после девальвации, эта цифра будет гораздо выше, предупреждает он. "А всю продукцию, которую мы не в состоянии будем продать на экспорт, будем стремиться заменить на товары взрослого ассортимента", - добавил собеседник.
 
"Мы намерены поднять вопрос ограничения рентабельности и надбавок на самом высоком уровне: подготовили обращение в Минэкономики и Могилевский облисполком, который будет нормативы рентабельности устанавливать. Как мы будем работать в 2012 году, пока представляется весьма смутно. Все зависит от того, какой норматив рентабельности утвердит исполком", - неохотно говорит Бурмистров о планах.
 
Ограничение рентабельности для всего детского ассортимента уровнем в 30% (пока именно такой лимит установлен для обуви до 26 размера) эксперт называет патовой ситуацией для внутренних поставок.
 
"Этим летом была очень показательная ситуация. Предпосылки, правда, чуть другие, проблема с покупкой валюты, но смысл тот же. Белорусский рынок к началу школьного сезона обнаружил пропажу детской обуви. А то, что именно так случится, было понятно еще в мае, когда ограничили доступ к валюте. В Беларуси для выпуска детской обуви практически ничего нет, что бы ни говорили на семинарах по импортозамещению. Нет у нас ни меха натурального, ни термоэластопласта и полиуретана для подошвы. И белорусское кожевенное сырье для детской обуви фактически не выпускается: наши кожзаводы в основном производят продукцию черного и коричневого цвета, а для детской нужна широкая цветовая гамма, широкий ассортимент. В результате в структуре себестоимости практически 80% - импорт", - рассказал Бурмистров.
 
Кроме того, обувь - товар сезонный, девальвационные ожидания в 2012 году высоки, валютные кредиты нужно возвращать. "А кто скажет, какая будет фактическая рентабельность реализации товара в сезон, когда на склад его нужно начинать складировать за полгода до его фактической реализации. Переоценить склад с учетом фактических издержек и новых курсов законодательство запрещает", - сыплет директор риторическими вопросами.
 
Можно возразить, что 30% рентабельности - весьма приличный по мировым меркам уровень. По мировым - действительно, но не по белорусским, отметил эксперт, где уровень годовой инфляции перекрывает 100%, хроническая неопределенность на валютном рынке и тотальная порочная практика раздачи длинных товарных кредитов.
 
"Постановление ограничивает рентабельность производства, при планировании которой невозможно просчитать и заложить в цену ожидаемые инфляцию, рост зарплаты, внереализационные расходы, курсовые разницы и т.д. Так, например, ОАО "Обувь", имея предельный норматив рентабельности не более 30% в производстве обуви до 26 размера, более 15% в "сухом остатке" за последние 5 лет никогда не имело. И убыточность производства ясельной и малодетской обуви всегда компенсировалось более рентабельной обувью дошкольной и школьной групп", - отметил собеседник.
 
Подножка детской рознице, зеленый свет - импорту
 
Бурмистров подчеркнул, что специализированная детская розница также серьезно пострадает, особенно та, которая работает преимущественно с белорусскими товарами. "Все, кто работает только с детским ассортиментом, автоматически будут в убытках. Торговая надбавка в 20% в Минске и 25% в областных городах не позволяет покрыть все издержки. Это нереально. У нас своих 10 магазинов по всем областным центрам, кроме Бреста, и как только новый порядок вступит в силу, их можно будет закрывать - мы все окажемся в убытках", - посетовал он.
 
Из-за таких подходов и проблемы с детским ассортиментом - невыгодно его производить. Так что он выпускается только как дополнение к взрослому или с прицелом на экспорт. "Желание сдержать рост цен понятно, но решается проблема только отменой всех ограничений и созданием конкурентоспособного рынка, где в борьбе за конечного потребителя производители будут стремиться снижать цены", - уверяет директор ОАО "Обувь".
 
Кстати, до развала Союза, а детской обувью предприятие занимается с 1977 года, плановая убыточность рентабельности производства детской обуви достигала 70%, и решалась проблема системой дотаций со стороны государства.
 
Следующим негативным последствием данного постановления производитель видит увеличение импорта детских товаров, ведь освободившуюся вследствие ухода многих производителей с внутреннего рынка нишу постараются занять импортеры детской одежды и обуви, которые сейчас находятся в более выигрышной ситуации в сравнении с национальным производителем.
 
Во-первых, импортеры - индивидуальные предприниматели никак не ограничены в ценообразовании, они более мобильны (завозят товар небольшими партиями, зачастую нелегально), на них мало влияют проблемы валютного рынка, конвертации белорусского рубля, многие не платят налогов.
 
"Кроме того, импортеры-ритейлеры имеют право помимо розничной надбавки применять дополнительно так называемую "надбавку первого импортера". Их доходность в сравнении с белорусским производителем также получается выше. Они будут заинтересованы положить на полку товар небелорусского производства с ограниченной торговой надбавкой (20-25%), а импортный, где они могут сделать совокупную наценку как минимум 50%", - отметил Бурмистров.
 
"Производители будут поставлены перед жестким выбором: увольнять людей или работать в убыток неопределенное количество времени. Особенно плачевно это осознавать на фоне того, что в последние годы на рынке детской обуви и одежды в республике наблюдался устойчивый дефицит предложения. Парадоксально осознавать, что законодатель, защищая отечественного потребителя, толкает отечественного производителя на уход с внутреннего рынка, открывая дорогу импорту", - резюмировал директор. Но надежды на то, что товары для детей будут исключены из перечня социально значимых товаров, пока не теряет.
 
 
←Как продвигается строительство нового блока детской поликлиники по Чкалова в Витебске

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика