Услышит ли тысячи голосов тот, кто слушает только себя?

Источник материала:  
17.12.2011 14:20 — Новости Общества

Дело Коновалова — Ковалева заставило многих белорусов задуматься о проблеме смертной казни. За ее отмену в Беларуси вновь выступил ряд международных организаций. Свою позицию высказала православная церковь и костел. Точку должен поставить президент.


Мать и сестра Владислава Ковалева обратились в ООН

30 ноября Верховный суд Беларуси признал Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева виновными по делу о теракте в минском метро и приговорил к высшей мере наказания.

Услышит ли тысячи голосов тот, кто слушает только себя?Мать и сестра Ковалева 15 декабря направили индивидуальное сообщение о нарушении права на жизнь в Комитет ООН по правам человека. Как заявили Любовь Ковалева (мать) и Татьяна Козяр (сестра), сам Владислав Ковалев не может представить жалобу. Руководство СИЗО КГБ, где он содержится, блокирует передачу от него доверенности, пытаясь, как считают женщины, воспрепятствовать ему в подаче жалобы.

В индивидуальном сообщении в этот независимый международный орган расследования мать и сестра Ковалева пишут о нарушении принципов справедливого судебного разбирательства. В частности, суд положил в основу обвинительного приговора признательные показания Ковалева в ходе предварительного следствия, несмотря на то, что они, как считают заявители жалобы, были получены в результате принуждения.

По мнению матери и сестры, суд при рассмотрении уголовного дела не отвечал критерию независимости и беспристрастности, кроме того, они считают, что на суд было оказано давление.

«В соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь к смертной казни человек может быть осужден только в результате процесса, на котором соблюдались все самые минимальные обязательные принципы справедливого суда, — заявил юрист Роман Кисляк, представляющие интересы семьи Ковалевой в Комитете ООН по правам человека. — Казнь после такого процесса, который не отвечал таким требованиям, расценивается как произвольное лишение жизни и нарушение обязательств государства перед человеком».

Жалоба Ковалевых в Комитете ООН по правам человека была зарегистрирована 15 декабря. В этот же день информация о ее регистрации и копия жалобы направлены в представительство Беларуси в ООН в Женеве. В соответствии с процедурными правилами Комитет ООН по правам человека обратился с просьбой к государству не приводить в исполнение смертный приговор Ковалеву, пока жалоба не будет рассмотрена по существу.

7 декабря Владислав Ковалев подал прошение о помиловании на имя главы государства.


Более 250 тысяч подписей за отмену смертной казни в Беларуси

Более 250 тысяч подписей собрали белорусские правозащитные организации и «Международная амнистия» по всему миру за отмену смертной казни в Беларуси. Как сообщает «Международная амнистия», 100-тысячную подпись под петицией поставил британский драматург Том Стоппард, а последнюю — американская актриса Ванесса Редгрейв.

Как заявил заместитель директора программы Европы и Центральной Азии «Международной амнистии» Джон Дальхузен, петиция — это «серьезный сигнал белорусскому президенту, что люди во всем мире не хотят, чтобы в Беларуси применялась смертная казнь».

По словам Дальхузена, воззвание, объединившее подписи белорусов и представителей международного сообщества, призывает Лукашенко отказаться от «варварских методов наказания». Он выразил надежду, что власти Беларуси, единственной страны Европы, где до сих пор применяется высшая мера наказания, положительно отреагируют на этот призыв.

Подписи собирались, в частности, в рамках кампании в поддержку осужденных по обвинению в терроризме Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева. Кампания прошла в Австрии, Бельгии, на Бермудах, в Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Дании, Исландии, Ирландии, Испании, Италии, Канаде, Люксембурге, Малайзии, Молдове, Монголии, Нидерландах, Парагвае, Польше, Португалии, Пуэрто-Рико, Словении, Того, Украине, Франции, Чехии, Швеции, Швейцарии, Японии.

Собранные подписи направлены Лукашенко по почте.

Католическая церковь просит ввести мораторий на смертную казнь

Услышит ли тысячи голосов тот, кто слушает только себя?Глава Римско-католического костела в Беларуси митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич в начале декабря обратился к Александру Лукашенко с просьбой ввести мораторий на смертную казнь. Кондрусевич подчеркивает, что следующим шагом после моратория на смертную казнь должна стать ее замена пожизненным лишением свободы. Он также призвал помиловать всех осужденных к высшей мере наказания.

«Никакой террористический акт, — сказал Кондрусевич, — не может быть оправдан, и преступники должны понести справедливое наказание. Согласно учению католического костела, которое на эту тему очень широко представлено в катехизисе, защита всеобщего добра требует, чтобы преступник был лишен возможности чинить зло».

«Если полностью установлена личность и ответственность преступника, то традиционное учение костела не исключает смертного наказания. Но лишь тогда,
— подчеркнул митрополит, — когда это единственно возможный способ защитить человеческую жизнь от несправедливого агрессора».

В то же время костел призывает к бескровным методам наказания преступников. Кондрусевич подчеркнул, что в настоящее время государство для предотвращения тяжкого преступления и обезвреживание преступника располагает различными возможностями, и случаи абсолютной необходимости применения смертной казни очень редки и «даже практически уже не существуют».

Тадеуш Кондрусевич также сослался на высказывание папы Бенедикта XVI, который выразил надежду, что в мире будут приняты политические и законодательные инициативы в пользу отмены смертной казни. Ранее в 2007 году он в своем послании III Всемирному конгрессу против смертной казни подчеркнул, что она является не только посягательством на жизнь человека, но и оскорблением человеческого достоинства.


У православной церкви нет однозначного мнения по проблеме смертной казни

Понимание смертной казни православной церковью изложено на официальном сайте Православной церкви на Беларуси. Комментарий, отмечает пресс-служба БПЦ, сделан в связи с тем, что «в настоящее время в адрес Минского епархиального управления приходят письма с вопросами, касающимися проблемы смертной казни и христианского отношения к ней».

В сообщении говорится, что в церковном вероучении Белорусская православная церковь (БПЦ) не нашла «исчерпывающих сведений», которые бы сделали христианское отношение к проблеме смертной казни однозначным.

На Архиерейском соборе в 2000 году были приняты Основы социальной концепции Русской православной церкви, в которых, в частности, заявляется о предпочтительности отказа от смертной казни. В то же время, отмечается в сообщении, церковь «не должна категорично требовать отмены смертной казни — тем более в обществе, которое в своем большинстве так решительно на ней настаивает».

«Но церковь стремится оказывать пастырское влияние на формирование у своих чад чувства социальной справедливости и судебного возмездия без идеи смертоубийства. Кроме того, на церкви лежит право печалования по поводу того или иного конкретного случая осуждения к смертной казни. В предыдущий период она неоднократно пользовалась этим правом, направляя в соответствующие государственные органы, по просьбе осужденных, особые прошения о применении к этим лицам вместо смертной казни иного наказания», — говорится в сообщении.

Судя по всему, в случае Коновалова-Ковалева церковь от этого воздержалась.


Церковь и костел зависимы от государства

Услышит ли тысячи голосов тот, кто слушает только себя?Если бы по вопросу смертной казни православная церковь и католический костел выступили с единой позицией, заключающейся в необходимости ее отмены в Беларуси, их мнение руководство страны не смогло бы игнорировать, считает методолог Владимир Мацкевич. Однако, отметил эксперт в комментарии для Naviny.by, до сих пор не было прецедента, чтобы церковь и костел консолидировались для достижения какой-то цели или совместно потребовали бы чего-то от белорусских властей.

Владимир Мацкевич отметил, что, к сожалению, православная церковь не является самостоятельной общественной силой, поскольку подчинена Московской патриархии. То же можно сказать и о белорусском костеле, подчиненном Ватикану. Кроме того, и церковь, и костел зависимы от государства, поэтому, считает Мацкевич, и молчат порой в тех случаях, когда их мнение могло бы быть услышано.

Обращение Тадеуша Кондрусевича к главе государства, отметил Владимир Мацкевич, говорит в пользу костела. Понятно, что все вопросы, которые решаются между государством и костелом, имеют под собой сложную политико-дипломатическую подоплеку. «И все-таки, — отмечает Мацкевич, — несмотря на шаткое и сложное положение костела в Беларуси, он отстаивает свои ценности так, как может себе это позволить».


Услышит ли Лукашенко общественность?

Услышит ли тысячи голосов тот, кто слушает только себя?Последнее слово в деле Коновалова-Ковалева остается за президентом. 2 декабря Александр Лукашенко заявил, что решение по вопросу возможного помилования осужденных примет в ближайшее время.

«Я должен подписать указ и подтвердить решение суда или же, если обратились за помилованием, я должен рассмотреть эти документы. Это самое тяжелое, что может быть в работе президента», — сказал Лукашенко.

Пока документы, необходимые для принятия решения, главе государства не поступали.  Известно, что за время своего правления Лукашенко лишь однажды воспользовался правом помилования.

Природа власти, установившейся в Беларуси, такова, что принимать в расчет чье-то мнение считается недопустимым, отмечает Владимир Мацкевич: «Власть расценивает любую уступку как слабость и сделает все, чтобы игнорировать под тем или иным предлогом общественное мнение».

Другое дело, отмечает Мацкевич, что в современном мире голос гражданского общества при принятии таких решений, которое сейчас предстоит президенту по делу Коновалова-Ковалева, должен иметь вес. В Беларуси же этого нет: «В Беларуси на решение жизненно важных вопросов оказывает влияние добрая воля только одного человека — президента. Это недопустимая ситуация».

Мацкевич считает, что во многом это связано с тем, что в белорусском обществе практически нет моральных авторитетов. Он напомнил о последних годах жизни писателя Василя Быкова, которого «власть практически вытеснила в эмиграцию»: «Общество это проглотило, отдав на расправу властям, и Быков вернулся в Беларусь, только для того, чтобы умереть. Мне кажется, эта ситуация характеризует состояние нашего общества».

Владимир Мацкевич выразил надежду, что ситуация с судом по делу о теракте и обсуждение проблемы смертной казни поспособствует развитию самосознания белорусского общества.

«Мы не можем далее оставаться в таком состоянии, как теперь, допускать то, чтобы общество было совершенно безгласным и не имело возможностей вести диалог с властью. Нам нужны моральные авторитеты, мнение которых власть не сможет игнорировать», — заключил Мацкевич.



Елена СПАСЮК
←Магілёўскі клуб аматараў жывёлаў наладжвае рэгулярныя віртуальныя выставы гадаванцаў

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика