Власти решили сэкономить на науке
Александр Лукашенко поручил урезать на 25-30% бюджет Национальной академии наук на 2012 год. Для науки это означает жалкое существование, а для страны — новый виток утечки мозгов.
«Здесь присутствуют депутаты, они будут в ближайшее время утверждать бюджет. На будущий год бюджет Академии наук должен быть урезан к уровню этого года, — заявил Лукашенко 16 декабря на семинаре руководящих работников по вопросам импортозамещения. — Отследите это. Они работают сами, зарабатывают приличные деньги, надо потихоньку их отводить от кормушки».
«Пусть не наполовину, но 25-30% надо урезать, — распорядился глава государства. — До тех пор пока мы будем кормить не только ученых, но кого бы то ни было, и производственников, давать деньги из бюджета, притом невозвратные деньги, до тех пор они ничего делать не будут. Я ничего нового не сказал — такова жизнь».
Лукашенко назвал «наиважнейшей задачей» вовлечение научного сообщества в решение задач программы импортозамещения: «Будете это делать — мы вас будем поддерживать, не будете — не надейтесь на помощь государства».
При этом официальный лидер потребовал от ученых разрабатывать и развивать инновации, которые были бы востребованы не только на белорусском рынке, но и за рубежом. По его словам, без научных достижений успешная работа по импортозамещению невозможна, особенно в таких отраслях, как, например, медицина.
Что означает урезание бюджета Академии наук для ее сотрудников? Как сказал Naviny.by научный сотрудник одного из институтов АН, «скорее всего, в рамках экономии средств урежут бюджетное финансирование по договорам и темам, меньше средств будет на командировки и материалы».
Уже сейчас научные работники особо не разбалованы. Нельзя сказать, что им доступно суперсовременное оборудование или у них есть возможности стажироваться за рубежом. Зарплата в науке также не является предметом гордости. Тарифный оклад старшего научного сотрудника в институтах естественного профиля АН составляет 519 247 рублей, младшего — 460 247 рублей. Зарплата зависит от надбавок, премий, доплат за ученую степень, звание. В результате старший научный сотрудник со званием (доцент, кандидат наук) может заработать до 3,5 млн. рублей, а младший, у которого обычно нет степени и звания, — около 1,5 млн. рублей.
В науку уже сегодня трудно заманить молодежь, а в дальнейшем можно прогнозировать отток квалифицированных кадров, дальнейшую утечку мозгов.
Чтобы изменить ситуацию, Национальную академию наук необходимо реформировать, а не снижать ее финансирование. Такое мнение высказал БелаПАН академик Александр Войтович, возглавлявший НАНБ в 1997-2001 годах.
По мнению Александра Войтовича, НАНБ и белорусская наука в целом и без того финансируется «очень слабо». «Наукоемкость ВВП составляет всего 0,7-0,8%, и так продолжается уже лет пятнадцать», — отметил он. Снижение финансирования Академии наук приведет к еще большему упадку науки в Беларуси, прогнозирует Войтович. «Не понимаю, почему Лукашенко дал такое поручение. На будущем страны экономить нельзя, есть другие сферы, где сэкономить можно без ущерба», — считает академик.
Нынешнюю ситуацию в науке Войтович оценивает как «очень плохую»: «Плохое финансирование, слабое обеспечение расходными материалами, низкая заработная плата». «Наука стала малопрестижным занятием, молодежь в нее идти не хочет, все пока держится благодаря усилиям старшего поколения», — заметил бывший руководитель НАНБ.
Это доказывают и данные статистики. Согласно информации Минобразования, треть кандидатов наук и почти половина докторов — лица пенсионного возраста. Общая численность научных и научно-педагогических работников составляет около 15,5 тысячи человек, 900 из них имеют степень доктора наук и более 5800 — кандидата наук. За последние пять лет было защищено 93 докторских и 1130 кандидатских диссертаций. При этом в 2010 году только 3,5% аспирантов завершили учебу защитой диссертации. В 16 учреждениях образования ни один из окончивших аспирантуру не смог защитить диссертацию.
Александр Войтович убежден, что науку давно пора реформировать. В частности, полагает он, в Академии наук «необходимо оставить только науку», выделив из ее состава различные производственные предприятия. Во всем мире подобные предприятия работают субъектами экономики, у нас же они существуют за счет госдотаций, и никто не считает их рентабельность, отметил академик Войтович.
Елена СПАСЮК