Скажи мне, кто ты есть…
Представление о Беларуси внутри страны может серьезно отличаться от восприятия ее иностранными гражданами
Такую мысль высказал пресс-секретарь МИДа Андрей Савиных (на снимке). Само понятие имиджа страны — категория тонкая и трудноизмеримая. Но работать над его формированием необходимо, равно как и отслеживать, насколько результативны прилагаемые усилия.
Сегодня в этом процессе задействованы различные органы госуправления, общественные объединения, предприятия и фирмы. Не менее важный «ретранслятор» информации о стране — рядовые граждане: туристы, предприниматели, выстраивающие отношения с зарубежными партнерами, ученые, участвующие в различных конференциях… «Фактически мы вступили в век публичной дипломатии, монополия МИДа на международные контакты закончилась лет 30—40 назад, — заметил Андрей Савиных. — И сегодня без широкого участия общественности мы вряд ли достигнем серьезных результатов в формировании имиджа страны». При этом нам, видимо, стоит преодолеть собственные комплексы и избавиться от мнения, что мы не интересны миру. На это указывает тот факт, что в прошлом году журналисты портала CNN внесли белорусскую деревню Погост в число десяти лучших мест, где можно провести Рождество. И пусть представленная информация мало соответствовала действительности, но она привлекла широкое внимание международной общественности.
Один из главных недостатков в том, что мы фактически скрываем информацию о себе, считает Андрей Савиных. Так, недавно специалисты внешнеполитического ведомства провели исследование всех сайтов Беларуси на предмет того, какую информацию на иностранных языках они содержат. Но предварительно были опрошены граждане в 12 зарубежных странах, которые рассказали, что они хотели бы узнать о нашей стране. В результате выделено 25 областей, представляющих интерес, среди которых — история и культура Беларуси в мировом контексте, решение таких глобальных проблем, как торговля людьми и терроризм. «Выяснилось, что по половине тем информации на иностранных языках просто нет, причем даже там, где мы могли бы очень выгодно себя представить», — заметил пресс-секретарь МИДа.
Оценить, как именно воспринимают Беларусь за рубежом, достаточно сложно. И это нормально, если по многим позициям мнения наших и иностранных граждан не совпадают. Определенное представление дают данные аналитических исследований, которые посвящены изучению общественного мнения в различных странах. Среди них, например, индекс восприятия национальных брендов американской компании «East West Communications». Ее аналитики изучают публикации в крупнейших мировых СМИ и оценивают, насколько позитивна представленная там информация. По данным за третий квартал 2011 года, Беларусь заняла в этом рейтинге 190-е место среди 236 государств и территорий. Вроде бы и не очень высокая позиция, но за нами расположились такие государства, как Швеция (197-е место), Украина (201), США (207), Россия (218), Польша (223). «Мы видим, что упоминание о нашей стране в мировой прессе, мнение которой является субъективным и подвержено политическим влияниям, достаточно сбалансировано», — заметил Андрей Савиных. Кстати, в течение трех месяцев Беларусь упоминалась в крупнейших мировых СМИ 730 раз, при сбалансированном среднем показателе в 50 баллов мы набрали 48,7. Этот рейтинг достаточно подвижный. В 2008 году, когда он был составлен впервые, наша республика заняла 153-ю строчку среди 200 стран и территорий, фактически повторив результат в прошлом году — 151-е место. В 2009 году Беларусь поднялась на 83-ю позицию.