«Умерщвленный» карп и другие хитрости продавцов
Мойва без паспорта
В Домашанах зав. магазином, она же продавец Ирина Рубашко, проверку явно не ждала и начала день с украшения торгового зала к грядущему Новому году. Дело похвальное, но лучше бы она сначала сделала основную работу, например, заполнила кассовую книгу. Кстати, в кассе обнаружились лишние 199090 рублей.
— Люди кредит погасили, а я нигде не отметила, — оправдывается Ирина Анатольевна.
Это было далеко не единственное нарушение. На полках Домашанского сельмага обнаружили просроченные 0,6 кг рулета «Европейский» на 30120 рублей, 0,8 кг рулета «Домашний» на 59890, 1,2 кг колбасы «Мясницкая» на 25160 рублей и 0,8 кг колбасы «Сховская» на 64450 рублей. Здесь же по 19200 рублей за килограмм продавали замороженного карпа, которого получили живым.
— Значит, карпа умертвили, — шутит Дмитрий Ротгон и уже серьезно поясняет: — Получили живым — живым и продавать нужно. А заморозка — это уже нарушение санитарных требований.
Были в магазине и товары без маркировки. Это продукты, которые неизвестно когда и неизвестно от кого поступили: может, они вполне съедобные, а может, срок годности истек еще месяц назад. В Домашанах, к слову, продавали 3,8 кг свиной рульки, 0,5 кг «неопознанной» аргентины, и 14,8 (!) кг мойвы. За последнюю вдвойне обидно: рыба одна из самых дешевых, логично, что и берут ее люди далеко не богатые, например, пенсионеры. Не хотелось бы, чтобы они получили пищевое отравление либо попросту выбросили деньги на ветер. Ведь рыба, пережившая многочисленные разморозки-заморозки, может просто расползтись на сковородке.
Разочаровал и прилавок с промтоварной группой. Не только основного сельхозинвентаря (топоров, лопат, вил, граблей и молотков) не было, но и вещей первой необходимости — расчесок, носовых платков, станков для бритья, обувной и одежной щеток, тапочек и резиновых сапог. Со швейными изделиями и трикотажем тоже напряженка: ни халатов, ни женских сорочек, ни фуфаек мужских и детских, ни даже трусов вы здесь не купите. А ведь в каждом магазине есть ассортиментный перечень — список того, что обязательно должно присутствовать на прилавке. Казалось бы, чего проще: закончились расчески — выпиши заявку и получи...
— Не успеваю я одна и просрочку просмотреть, и заявки сделать, и кассу вести, и зал украшать, — говорит Ирина Рубашко. — К тому же у меня в зимнее время остается всего четыре местных жителя — куда им такой ассортимент?
Когда запас беду чинит
В некоторых магазинах сознательно торгуют продуктами с истекшим сроком годности. Например, заведующая магазином № 31 Тамара Шупило в деревне Заболотье продолжала продавать просроченную колбасу.
— А что мне с ней делать? Сама я не в состоянии столько выкупить. Райпо, хотя я и делала заявку только на 10 килограммов, привезло 30, — говорит Тамара Степановна.
Присутствовавшая в это время в магазине в Заболотье заместитель председателя Смолевичского райпо по торговле Светлана Лис пояснила, что продавец и заведующая магазином имеют право принимать ровно столько товара, сколько значилось в заявке, а от лишнего — отказаться.
— Значит, теперь буду отказываться, — вздыхает Тамара Шупило.
Но меня насторожило другое: уже в который раз слышу от продавцов, что им «приходится выкупать просрочку для собственного потребления». Заведующая магазином в Домашанах Ирина Рубашко, к примеру, рассказала, что только в октябре затарилась просроченными продуктами почти на 500 тысяч. Если учесть, что зарплата у женщины менее полутора миллионов, цифра впечатляет.
— Продавцы должны отслеживать покупательский спрос и исходя из этого делать заявки. В их обязанности входит реализовывать товар, и на них же ложится ответственность за испорченный, — говорит Светлана Лис.
Со слов зампреда Смолевичского райпо следует, что продавцы должны принимать ровно столько товара, сколько, по их подсчетам, они могут продать. Но даже при тщательнейшем мониторинге есть погрешность, при которой товаров либо не хватит, либо останутся излишки, которые придется выкупить продавцу.
— За неделю до истечения срока годности продавец должен проинформировать об этом райпо. После чего мы либо возвращаем товар производителю, если это предусмотрено договором, либо перебросим его в другой магазин, где есть шанс его продать, — находится Светлана Лис.
Минуточку, но ведь ранее говорилось, что продавец несет ответственность за реализацию товара. Почему же в таком случае за нерасторопность торговли должен расплачиваться производитель? Да и перекидывание товара из магазина в магазин вызывает сомнение. Где гарантия, что за эту неделю продукты будут проданы? При этом у «нового» продавца «старых» продуктов добавляется головной боли. Ему что, придется выкупить не только просрочку собственного магазина, но и неожиданно поступившую от коллеги из соседней деревни? Беда в том, что такой «болезнью» страдает не только Смолевичская, но и вся потребкооперация. Думаю, именно от этой безысходности в сельмагах столько просроченных продуктов. Если бы продавцов не заставляли из собственного кармана платить за испорченные товары, они бы тщательнее следили за сроками годности и вовремя убирали выбраковку с полок. Конечно, это повлечет издержки для владельца торговой точки, то есть для райпо. К слову, порядочный частник так и работает, ведь не бывает бизнеса без затрат.
Тем временем Людмила Бондорева взвесила просроченную колбасу в магазине в Заболотье. 21,9 килограмма на 911300 рублей! Помимо колбасных изделий, в сельмаге было 23 кг меда, срок годности которого истек еще 21 июля. Продавали здесь и сельдь — маркировки не было, но плесени, подтверждающей ее просроченность, достаточно. Хватало в сельмаге и других «неопознанных» продуктов: 20,4 кг свинины, 8 кг квашеной капусты, 16,3 кг свежемороженого (верится с трудом в его свежесть) минтая и 12 кг такой же скумбрии. Всего в магазине обнаружили на 1 485 330 (!) рублей продуктов с истекшим сроком годности и на 1 967 810 (!) рублей немаркированных товаров.
И не таких артисток видали...
Неповеренной измерительной техникой пользовались в магазине в деревне Волма. Здесь весы «Меркурий-315» последний раз проходили метрологическую поверку в январе 2010 года, хотя по закону поверять надо каждые 12 месяцев.
В Волме открыла для себя еще одну премудрость продавцов: оказывается, охлажденную курицу, срок годности которой истекает за пять дней, совсем не обязательно утилизировать — можно заморозить и дальше продавать, пока кто-нибудь не купит. В принципе, это тот же «умерщвленный» карп, схема та же. Вывод — внимательнее смотреть на этикетку. Если написано «охлажденная» — не брать замороженную тушку. И как только сотрудники госконтроля, зная все это, ходят за покупками?
— Честно говоря, когда не на работе, не смотрю на сроки годности. Даже не знаю, почему. Может, характер не тот, — признается Людмила Ивановна.
Характер что надо: спокойно смотреть на слезы уличенных в нарушениях продавцов, слушать их рассказы о трудностях жизни и не поддаться на уговоры «не записывать все нарушения» не каждый сможет.
— Мы еще и не таких артисток видели, — рассказывает Людмила Бондорева. — Но мы тоже на работе, которую нужно делать хорошо. А если бы они своей просроченной колбасой кого-нибудь отравили?
Яна МИЦКЕВИЧ, «БН»
Фото автора
Итоги рейда
ВСЕГО один день проверки, всего пять магазинов — и такое количество нарушений. При этом в Комитете госконтроля говорят, что проверка была вполне обычной.
— Ничего выдающегося. Разве что просрочки в Заболотье было очень много — не каждый раз на полтора миллиона попадаются, — говорит Людмила Бондорева. — А в Петровичах и в Орешниках, к примеру, магазины достойные. Не без нарушений, конечно, но весьма приличные на фоне остальных. Да и в Домашанах магазин с приходом новой заведующей преобразился.
В акте управления контроля потребительского рынка Комитета государственного контроля Минской области значится:
«Во время выборочной проверки соблюдения торговыми объектами Смолевичского райпо правил осуществления розничной торговли установлены нарушения требований статей 5, 7, 11 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей», статьи 19 Закона Республики Беларусь «О торговле», пунктов 5, 7, 15, 22, 25, 26 «Правил осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания», утвержденных постановлением Совета Министров от 07. 04. 2004 г. № 384».
В свою очередь правление Смолевичского райпо объявило 8 выговоров своим сотрудникам: заведующим и продавцам проверенных магазинов, заместителю председателя правления по торговле Светлане Лис и инструктору по оргтехнике Игорю Жолудю.