Пенсионная система Беларуси: слишком многим, слишком рано и слишком мало
01.12.2011 17:08
—
Новости Общества
Пенсионная система Беларуси: слишком многим, слишком рано и слишком мало
Сколько пенсионеров приходится на тысячу работающих белорусов? Нужно ли поднимать планку пенсионного возраста? Какие меры могут спасти экономику от "пенсионной" перегрузки и в то же время обеспечить достойную старость каждому? Корреспондент TUT.BY побывала за круглым столом, где обсуждалось, почему необходимо изменить нынешнюю пенсионную систему как можно быстрее.
Вопрос по бабушкам и дедушкам
Министерству труда и соцзащиты, Минфину и Минэкономики поручено подготовить концепцию развития пенсионной системы в Беларуси до 2015 года. Срок исполнения – 1 квартал 2012-го. Сейчас самое время делать серьезные экономические расчеты, а также горячо обсуждать предложения экспертов Всемирного банка. За круглым столом в Бизнес союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского все сошлись во мнении, что пора бы уже не только разговаривать о переменах, но и начинать их воплощение.
Итак, что мы имеем? Перепись 2009 года показала, что на тысячу трудящихся в Беларуси в тот момент приходилось 624 пенсионера. Цифра пока не критическая, однако, есть прогноз, который говорит: к 2030 году на 1000 человек трудоспособного возраста будет приходиться 841 пенсионер. При существующей системе работникам нашей страны будет все сложнее прокормить своих пенсионеров. Более того, профицит пенсионного фонда грозит стать дефицитом уже в 2014 году.
Пенсионная нагрузка на белорусских работодателей очень высока. По информации директора БСПН им. Кунявского Жанны Тарасевич, в большинстве своем работодатели отчисляют в пенсионный фонд 29% фонда заработной платы, обычные граждане – всего 1%.
В большинстве стран тенденция обратная: для работодателей ставка отчислений в пенсионный фонд снижается, а для наемных работников – повышается. Еще в начале года тогда еще замминистра экономики, а ныне замглавы Администрации президента Андрей Тур предлагал разработать положение о перераспределении пенсионной нагрузки с нанимателей на работников. Однако с тех пор ничего не изменилось. Налоговая нагрузка на предприятия в плане отчислений в Фонд социальной защиты населения не уменьшилась.
- Есть очень простая формула. Заработную плату умножаете на тариф и на число работников, делите на число пенсионеров – получается величина пенсии. В Беларуси один из самых высоких тарифов в странах СНГ, постоянно растет число пожилых людей и сокращается число работников. Проблемы и с нашими зарплатами. Учитывая все эти показатели, как же может продолжать расти пенсия? – разводит руками председатель Постоянной комиссии по образованию, науке, культуре и социальному развитию Совета Республики Национального собрания, а заодно и экс-министр труда и соцзащиты Антонина Морова.
Пенсия - лебединая песня зарплаты. Или наоборот?
Благодаря третьему за этот год повышению, в ноябре размер средней трудовой пенсии достиг 949 тысяч рублей. А это 109 долларов по курсу Нацбанка на конец ноября 2011 года. Корреспондент TUT.BY предлагает сравнить с прошлым годом. Размер средней трудовой пенсии в ноябре 2010-го составлял 592 тыс. рублей. А по курсу на конец прошлого ноября (3 032 рубля за 1 USD) это было более 195 долларов. "Рост" благосостояния пожилых белорусов налицо.
Средние трудовые пенсии у "нас" и у "них"
Страна | Средняя трудовая пенсия | ||
В национальной валюте | В пересчете на доллары США | ||
Беларусь | 949 тыс. рублей | 109 долларов | |
Россия | 8,829 тыс. рубля | 284 доллара | |
Украина | 1380 гривен | 172,5 доллара | |
Польша | 1795 злотых | 592 доллара | |
Латвия | 177,99 лата | 342 доллара | |
Литва | 800 литов | 316 долларов |
Однако кандидат экономических наук Наталья Прокофьева считает, что печалиться надо не пенсионерам. Согласно ее исследованию (использовалась официальная статистика и итоги обследования домохозяйств), уровень бедности этой социальной группы ниже, чем других.
- В среднем по стране 7,8% населения в 3 квартале 2011 года жили за чертой бедности, то есть получали доход ниже, чем бюджет прожиточного минимума. Среди детей до 17 лет уровень бедности составлял 23,6%, среди трудоспособного населения до 60 лет – 12,4%, среди пожилых людей от 60 до 69 лет – 6,1%. Среди 70-летних и старше уровень бедности составлял 10,2%, - сравнивает специалист.
По подсчетам ученой, медианный доход (доход, который приходится на максимальное число людей) в среднем по стране составляет около миллиона рублей. На детей приходится 832 тысячи рублей, медианный доход среди трудоспособных людей – 1,059 млн рублей, среди пенсионеров от 60 до 69 лет – 1,114 млн рублей. Как видим, и здесь пенсионеры "выигрывают". Добавим, что сегодня в Беларуси работает 53% пенсионеров до 60 лет, 40% - до 64 лет, 20% - от 64 до 70 лет.
- Если учитывать и то, что у пенсионеров зачастую есть доход от подсобного хозяйства, а также сохранились многие льготы, оказывается, что в стране происходит перераспределение доходов от детей и трудоспособного населения в пользу пожилых. Это факт, который стоит принять во внимание. Должны ли пожилые люди получать больше финансовых средств, нежели другие группы населения? Как понимать справедливость в системе пенсионного обеспечения? – такие неожиданные вопросы ставит перед обществом Наталья Прокофьева. – Я бы хотела обратить внимание: я не веду к тому, что пенсионеры лучше всех живут. Дело в том, что у нас все категории населения, к сожалению, живут бедненько.
В 55 и 60 лет покой им только снится?
Одна из рекомендаций Всемирного банка – поднять пенсионный возраст. Той же позиции придерживается и Министерство труда и соцзащиты – ведомство несколько раз вносило соответствующее предложение на рассмотрение в Совмин.
Сегодня пенсионный возраст в Беларуси составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. По утверждению эксперта в системе соцобеспечения Геннадия Беспалова, увеличение пенсионного возраста хотя бы на 1 год даст примерно 5-7% экономии целевых средств. Беспалов говорит, что сегодня продолжает трудиться каждый четвертый получатель пенсии – более 600 тысяч человек (65% из них – женщины). Доля работающих пенсионеров в общей численности занятых в экономике составляет 13% (не считая пенсионеров по линии силовых ведомств и министерств). В то же время на выплаты работающим пенсионерам расходуется пятая часть пенсионного бюджета.
Назначение и выплата пенсии 55-60-летним работникам вдобавок к полновесной зарплате является и нерациональной, и неправомерной, считает Геннадий Беспалов. Потому что оборачивается скупостью к нетрудоспособным пенсионерам. По его словам, эксперты еще в середине девяностых дали белорусской пенсионной системе такую оценку: "дает слишком многим, слишком рано и слишком мало".
Однако далеко не все видят необходимость повышать пенсионный порог.
- Очень велика доля больных хроническими болезнями среди наших пенсионеров. Мы только по больничным листкам будем иметь очень много расходов. К тому же это политически очень непопулярная мера. Я считаю, что мы можем достичь тех же результатов менее болезненными способами. К примеру, за каждый отработанный год сверх пенсионного возраста давать до 6% дополнительной пенсии, как это делают в некоторых странах мира, - говорит Наталья Прокофьева.
*Возраст выхода на пенсию (в скобках указана средняя продолжительность жизни по данным местной статистики за 2011 год)
Страна | Мужчины | Женщины | Планы |
Беларусь | 60 лет * (64) | 55 лет (76) | Периодически заходит речь о необходимости "подтянуть" пенсионный возраст женщин до мужского. |
Россия | 60 лет (62) | 55 лет (74) | Премьер-министр России Владимир Путин сказал об увеличении пенсионного возраста в других европейских странах: "Экономика там такая, что они не в состоянии платить. Это объективная необходимость. У нас такой необходимости пока нет". |
Украина | 60 лет (67) | 55 лет (73,5) | С этого года и на протяжении десяти лет по шесть месяцев ежегодно будет увеличиваться пенсионный возраст для женщин, до 60 лет. Закон принят. |
Польша | 65 лет (69) | 60 лет (77) | 18 ноября этого года премьер-министр Польши Дональд Туск предложил постепенно увеличить пенсионный возраст граждан до 67 лет. Предложение обсуждается |
Латвия | 62 года (68,1) | 62 года (78) | С 2016 года начнется постепенное повышение возраста выхода на пенсию, пока в 2021 году он не достигнет 65 лет. Закон принят. |
Литва | 60 лет (76,2) | 62,5 года (82,6) | С января 2012 года будет постепенно увеличиваться пенсионный возраст (для мужчин на 2 месяца в год, для женщин на 4 месяца в год). К 2026 году и мужчины и женщины будут выходить на пенсию в 65. Закон принят. |
Вообще специалисты подчеркивают, что пенсионные реформы бывают параметрическими (изменяется возраст выхода на пенсию и другие параметры) либо системные (полностью меняется система начислений пенсий). Параметрические реформы осуществить не слишком сложно, но они лишь позволяют оттянуть кризис на некоторое время, потому их нужно периодически повторять. Системные реформы посложнее в осуществлении, но смысла в них больше. Многие страны бывшего советского союза уже это осознали и осуществляют системные реформы, надстраивая над распределительным уровнем еще один – накопительный. Прийти к этому сразу мы тоже не сможем, потому что любая системная реформа прямо сейчас обнажит скрытый пенсионный долг государства своим гражданам (тем, кто уже вышел на пенсию и тем, кто еще не вышел, но уже платит взносы) – он составляет 3 ВВП страны. "Надо думать", - говорят ученые.