За счет чего Беларусь будет наращивать экспорт образовательных услуг?
30.11.2011 09:07
—
Новости Общества
За счет чего Беларусь будет наращивать экспорт образовательных услуг?
С 2005 по 2011 годы в Беларуси получили образование 35 340 иностранных студентов. Наибольший интерес иностранцы проявили к 15 профилям в вузах и ссузах. К 2015 году планируется увеличить экспорт услуг в 3 раза – за счёт "сегментации рынка" и вступления Беларуси в Болонский процесс. Об этом TUT.BY рассказали в Министерстве образования Беларуси.
Так, среди полюбившихся профилей в вузах - медицинский, технический, экономический, сельскохозяйственный, нефтегазовый, технологический, радиотехнический, транспортный, строительный, культура, искусство. В ссузы иностранцы шли учиться в основном на горно-химический, технологический, машиностроительный, строительный и пищевой профили.
К примеру, когда иностранные студенты только начали приезжать в Беларусь, их больше интересовали сельскохозяйственные специальности (плодо-, овощеводство, механика, машиностроение и т.д.). Сейчас на первый план стали выходить экономические специальности (финансы и кредит; управление производством), в медучреждениях, которые популярны не только в Минске, превалирует специальность "лечебное дело". Всё большим спросом начинает пользоваться специальность "международные отношения".
Иностранные граждане обучаются почти во всех учреждениях образования нашей страны. Наибольшей популярностью БГУ, БГУИР, БГЭУ, медицинские университеты и т.д.
Согласно данным Минобразования, в 2005/2006 учебном году в нашей стране обучался 6391 иностранный студент; в 2006/2007-м их количество снизилось до 5778 человек. С тех пор наблюдается тенденция увеличения иностранцев, приезжающих в Беларусь за образованием: в 2007/2008 - 6568 человек; 2008/2009 - 7537; 2009/2010 - 9048; в 2010/2011 – 10486.
В этом году из общего количества иностранных студентов в Беларуси 42% - из Туркменистана, которые в этом году выбирали себе больше экономических специальностей, нежели сельскохозяйственных. Кроме того, отметили в Минобразования, в этом году у туркменов пользовались популярностью педагогические специальности – биология, химия и т.д.
Как пояснили корреспонденту TUT.BY в министерстве, во многом увеличение количества туркменских студентов связано с поручением Александра Лукашенко о развитии двухсторонних отношений с Туркменистаном после визита в Беларусь президента этой страны Гурбангулы Бердымухамедова в 2010 году. Тогда заработала двухсторонняя межведомственная рабочая группа, которая проводила централизованный отбор туркменских студентов в белорусские вузы по итогам тестирования и собеседования по русскому языку.
При этом приезжают в Беларусь студенты из трёх регионов – стран СНГ, азиатского региона и других стран дальнего зарубежья (сюда включена также Европа). Так, в 2010/2011 году в общем объёме студенты из стран СНГ заняли 64% (Туркменистан – 81%, Россия – 14%). Среди иностранцев из азиатского региона и дальнего зарубежья лидирует Китай - 71,2%, Турция – 12,1%, Ирак – 5,5%. Иран – 4,8%, Вьетнам – 3,4%, Ливия – 2,4%. Венесуэла – 0,6%.
Минобразования прогнозирует в 2011-2015 годах рост экспорта образовательных услуг, который к 2015 году, согласно Национальной программе, должен быть увеличен в 3 раза. Будет это происходить "за счет сегментации рынка". В частности, в министерстве выделили 3 основных сегмента: 1) рынок Китая, Туркменистана, России; 2) рынок Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии и 3) рынок Африки и Латинской Америки. Европа в отдельный сегмент не включается, поскольку, отмечают в Минобразования, европейских студентов приезжает к нам немного. Сама сегментация необходима для того, чтобы лучше ориентироваться на запросы иностранных студентов.
По мнению специалистов Минобразования, привлечение иностранцев из Китая, Туркменистана и России будет происходить за счет "сохранение позиции и объемов экспорта" и "усиления инфраструктуры экспорта". Сюда, в частности, входит "воплощение в жизнь плана мероприятий, который разработан в целях популяризации белорусского образования за рубежом: создание в других странах филиалов белорусских вузов, факультетов и т.д."
Сейчас таких белорусских филиалов немного: в Ереване есть филиал университета им. Сахарова, у БНТУ с Таджикским университетом М.С.Осеми есть совместный инженерно-технический университет: в Ташкенте на этом факультете студенты обучаются 2 года, после этого еще 3 года обучения проходят "на белорусской стороне" - в БНТУ. В Минобразования также рассказали, что сейчас прорабатывается вопрос о наборе на заочное отделение этого факультета. Также в планах – развитие за рубежом профессионально-технического образования (открытие ПТУЗов). Первым в плане значится создание ПТУЗа в Азербайджане.
На рынке Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии планируется провести "активную информационно-рекламную кампанию, создать и расширить нормативно-договорную базу о признании документов об образовании". Кроме того, для закрепления "популярности” белорусского образования в этом регионе планируется также “привлечение к сотрудничеству по агентским соглашениям рекрутинговых компаний, уже работающих на рынках".
Освоение рынка Африки и Латинской Америки планируется начать также "через рекламно-информационную кампанию". В первую очередь, отмечают в министерстве, планируется информировать официальные структуры управления образования с целью последующего заключения контрактов на подготовку специалистов.
Способствовать росту экспорта образовательных услуг будет также вступление Беларуси в Болонский процесс, считают в министерстве. В апреле 2012 года состоится очередное заседание Совета стран — участниц Болонского процесса. К этому времени предполагается "выполнить необходимые процедуры, которых достаточно много".
Основные изменения системы высшего образования связаны с внедрением в Беларуси ряда принципов Болонской декларации. В частности, это касается уже введенных многоуровневой системы образования, "компетентностной" модели выпускника, сокращения сроков подготовки специалистов и т.д.
"Сейчас присоединение Беларуси к Болонскому процессу потребует от страны минимальных организационных мероприятий", реализация которых, отмечают в Минобразования, будет происходить и вне привязки к Болонскому процессу. В частности, планируется законодательно закрепить кредитно-модульную систему организации учебного процесса и внедрить оценки трудоемкости образовательных программ и новый образец приложения к диплому о высшем образовании, который будет совместим с образцом, разработанным ЮНЕСКО. И еще одна "ближайшая" задача – "формирование системы менеджмента качества высшего образования, удовлетворяющей всем требованиям международных стандартов серии ISO 9001".
Есть ли шансы у Беларуси через 4 года "заманить" в 3 раза больше иностранных студентов?
Эксперт Агентства гуманитарных технологий, кандидат педагогических наук Светлана Мацкевич, не разделяет оптимизма Министерства образования.
"Возможно, показатель будет увеличиваться, но надо понимать за счёт чего, и можно ли данным показателем гордиться и считать его достижением? Эти показатели надо рассматривать именно в свете того, что Беларусь вступает в Болонский процесс, т.е. фактически должна идти на сближение с европейской системой образования". По мнению эксперта, сама задача - планово увеличить экспорт услуг в рыночных условиях – кажется недостижимой, поскольку "на европейском рынке система планирования не такая, как у Беларуси, которая ориентируется на полученное наследие советского времени. "У нас подготовка студентов идет для действующей модели экономики, в Европе – для рыночной", - подчеркивает она.
На европейском рынке, считает эксперт, работают другие методы прогнозирования рынка - проектирование и программирование новых образовательных услуг, которые будут иметь свою "фишку". "Создание массовой рекламной кампании - это работа на имидж Беларуси, но в условиях "утечки мозгов" возникает вопрос, "кем сегодня может гордиться белорусское образование? Под какое имя известного белорусского профессора могут ехать зарубежные студенты?"
При этом, по словам педагога, сегментация на рынке, в первую очередь, должна дать министерству ответ на вопрос, в каком направлении развиваться и что менять. В частности, многоуровневая система образования, о которой говорит министерство, в Болонском процессе представляет собой средство и механизм для достижения каких-то целей, для достижения качества подготовки, но "у нас берется только структура вне контекста целей, а содержание становится не замеченным. То же самое касается сокращения сроков подготовки специалистов и кредитно-модульной системы, суть которой заключается в том, что студент сам выбирает себе предметы и преподавателей и решает, сколько ему обучаться".
С одной стороны, студент может учиться бессрочно, но относительно планирования и проектирования образовательной услуги на европейском рынке – эта система не бессрочна: специалисты вуза определяют оптимальный срок обучения, подчеркивает С. Мацкевич. В Европе это 3-4 года бакалавриата, затем - магистратура, которая "обязательно идет неотрывно от бакалавриата".
По словам эксперта, за эти 3-4 года студент получает подготовку как специалист, а в магистратуре его обучают "рефлексивному мышлению", ведь вуз, в первую очередь, - должен учить мыслить. "Так университет претендует на формирование элиты в своей стране, а не на раздачу социально-ориентированного массового высшего образования. Кто-то из студентов в Европе может откладывать, растягивать, но это не отменяет лично образовательной траектории каждого студента, - говорит Светлана Мацкевич. - У нас же 5 лет бакалавриата – это те же 3 года в европейском университете, и то с натяжкой. Затем идет магистратура, и вроде бы, как и в Европе: у нас два уровня в системе высшего образования. Но в Минобразования понимают, для чего даются именно эти 5 лет бакалавриата?"
Что касается сокращения сроков обучения, то сейчас Беларуси, отмечает эксперт, действительно выгодно переходить на укороченные сроки. "Чем больше затрачивается времени на подготовку специалиста, тем меньше людей активно участвуют в экономике. Если раньше система образования использовалась для того, чтобы предотвратить безработицу на рынке, то сокращение сроков обучения призвано высвободить дополнительную рабочую силу для рынка труда", - говорит педагог.
Так называемая "компетентностная модель выпускника", по словам С. Мацкевич, называется в Европе единой квалификационной рамкой. "Это целая система, которая позволяет конвертировать квалификацию людей в разных условиях рынка труда. Это значит, что квалификация выпускника, закончившего вуз в Голландии, может быть признана, например, в Германии. В Беларуси эта модель рассматривается почему-то как какое-то педагогическое понятие, что не соответствует принципам Болонского процесса. Хотя в данном случае нужно говорить, в первую очередь, о том, насколько "конвертируется" квалификация выпускника БГУ в условиях рынка труда Германии. В Болонском процессе эта квалификация признается автоматически. Что будет у нас, если сейчас даже российское образование напрямую не признается, и его нужно подтвердить?"
По словам Светланы Мацкевич, студенты, которые едут в Беларусь с постсоветского пространства имеют такое же образование и на родине, и в Беларуси их во многом привлекает близость к Европе.
"То, что предлагают сегодня в Беларуси – это стандартный устаревший пакет услуг, и на него, возможно, найдется в 3 раза больше студентов из постсоветских стран, но интересно другое: ставит ли Минобразования в перспективе задачу повышения качества высшего образования с ориентацией на другое содержание – на европейскость, а не на формально-количественные показатели? Их-то мы выполним, а вот содержательные – это проблемно. По форме мы можем быть сходными с европейской системой, но вопрос - для чего? Чтобы просто сказать, что у нас так же, как в Европе? Зачем нужно вступать в Болонский процесс, если у нас не реформируют устаревшую систему?"