Затишье на западной границе

Источник материала:  
С 28 ноября увеличен интервал перемещения через границу на автомобиле — с 5 до 8 дней...

На пункте таможенного оформления «Варшавский мост» Брестской таможни — затишье. С 28 ноября увеличен интервал перемещения через границу на автомобиле — с 5 до 8 дней. Постановление Совета Министров принято в целях стабилизации обстановки в пунктах пропуска. Конкретнее — для ликвидации очередей, возникающих в связи с безудержным вывозом солярки и бензина с территории нашей страны. У нас топливо дешевле, чем у соседей, и спекулянты приграничья этим пользуются.


В понедельник, когда начала действовать восьмидневка, на «Варшавском мосту» было оформлено автомобилей втрое меньше обычного. Прежде чем направить автомобиль на таможенный досмотр, по компьютерной базе данных пограничники определяют, кого пропускать, а кого нет. Старые правила отошли в историю, и тем, кто бывал за Бугом 5 дней назад, — красный свет, или, как говорят на границе на польский манер, «з повротом». Но любопытствующих немало. Подъезжают, интересуются, когда можно ехать. Без разговоров разворачиваются. Ясно, это — «авточелноки».


За 12 часов действия новых правил границу на выезд пересекли три с половиной сотни человек. Кто они? Большинство — «бензовозы». Кто–то вложился в разрешенный интервал, а кто–то заплатил пошлину за топливо. Оказывается, есть лазейка, которую используют брестские топливные бизнесмены. Они декларируют не полный бак горючего — всего 10 литров. Якобы до первой польской заправки. Это обходится в 2 — 3 доллара. Для «авточелнока», который везет топливо под завязку плюс сигареты, — сущая мелочь. Счетчик учета топлива умудряются подкручивать, и, если нужно, он показывает те самые 10 литров. Проверить бак каждого автомобиля для таможни, испытывающей сейчас нехватку кадров, не представляется возможным. Это займет массу времени. Выходит, если топливо задекларировал, можно выезжать чаще, чем раз в 8 дней. Пограничник видит экспортную декларацию — и автомобиль получает пропуск на таможенный досмотр.


А вот некоторые другие лазейки новый документ ликвидировал. Отныне контроль ведется как в отношении пересекающего границу водителя, так и в отношении самого автомобиля. Доселе граждане–«бензовозы» нередко использовали одно и то же авто, но за руль садились подставные лица — сын, брат, сват. Теперь нельзя.


Кроме того, ранее ограничения на вывоз топлива не применялись при пересечении границы по трудовым визам или при выезде к больным родственникам. Теперь и здесь «стоп». А то порой доходило до смешного: иные наши сердобольные сограждане каждый день ездили присматривать за якобы больными дядями–тетями в Украину.


Однако новое постановление не распространяется на тех, кто пересекает границу на служебном транспорте с командировочными удостоверениями. Начальник управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Владимир Орловский уверен: действующая система управления рисками всегда позволит определить, кто по служебным делам выезжает, а кто «бензовоз». Это так. Но уж очень велик для некоторых соблазн оформить липовые командировки. Думаю, буквально через неделю будет ясно, сумеют ли стражи границы обуздать хитроумных «челноков».


Уважительные причины, при наличии которых на автомобиле можно ехать чаще, чем раз в 8 дней, конечно, имеются. На сайтах таможенников и пограничников — вся информация. Остальным тоже не стоит расстраиваться: если за границей нужно бывать ежедневно, никто вам не запретит. Только ехать придется автобусом или поездом: у Бреста с соседями отличное транспортное сообщение.


Конечно, «бензовозы» создают проблемы туристам, особенно в выходные дни. Но ведь введение пятидневки не решило проблему очередей. Справится ли с ними восьмидневка? Возможно. Ведь нововведения ударили по карману «авточелноков».


— На 15–дневную автостраховку стоимостью 30 евро в Польшу можно будет выехать только 2 раза, а не 3, как раньше, — сокрушается мой знакомый.


Значит, доходы от приграничной торговли будут уже не те. Но и здесь есть один нюанс: «зеленая карта» в Украину стоит пока 5 евро. И очереди, не исключено, могут переметнуться с запада на юг. Пока же и на польском, и на украинском направлении — непривычное затишье.


В тему


Сейчас в Польше расследуется дело о местных мошенниках, оформлявших ложные приглашения для жителей Беларуси. Эти приглашения через посредников продавались по 200 — 300 долларов за штуку. Затем их обладатели оформляли в польских консульских учреждениях визы. Следствие располагает данными, что подобные приглашения послужили основаниями для выдачи виз 500 нашим гражданам.


Фото автора.

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

←Регион

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика