Ходовой товар: от привоза до привоза
Что сразу удивило, так это ассортимент товаров. Здесь есть все: продукты питания, алкогольные напитки, пиво, канцелярские товары, бытовая химия. А если чего-либо не хватает, покупатель может сделать заказ. Например, для домашней живности сельчане приобретают комбикорма. Не стоит выбираться в город и за бытовой техникой: холодильник, телевизор или стиральную машину автомагазин доставит прямо к дому. Да и сапоги с валенками прикупить можно здесь же.
Сельские жители нас уже ждали, обсуждая последние новости. Покупателей немного, в основном пожилые люди. Но даже если в деревне всего один-два жителя, туда обязательно приедет автолавка.
— Летом, когда открывается дачный сезон, покупателей прибавляется, — говорит зававтомагом. — Тогда планы легче выполнять.
Самым ходовым товаром для жителей деревень остается хлеб. Им много не запасешься, но буханки три-четыре брать можно смело. Автомагазин приезжает дважды в неделю, до свежего привоза хватит. Хорошим спросом пользуются молоко, кефир, сметана. Большинство пенсионеров уже не держат скот, силы не те. Неплохо разбирали и мясные продукты: бабушки с удовольствием покупали фарш на котлеты, кур фасованных. За качество их можно не беспокоиться: автомагазин современный, оборудован холодильниками, так что по просрочке вопросов нет.
Чтобы пожилым людям было удобней, автолавка останавливается в нескольких местах деревни. На специальном щите — расписание.
Помимо продуктов, брали водку, сигареты белорусского производства. Кстати, в ассортименте автомага даже фликеры — в сельской местности вещь необходимая, чтобы обезопасить себя на дорогах и улицах в темное время суток... В ход идет и соль: с наступлением холодов в деревне начнут резать кабанов, нужно «свежанiну спарадкаваць». Зато мясная торговля поутихнет.
Расспрашиваю Наталью о профессиональных секретах. Она охотно ими делится:
— Покупатель привередливый: кофе просит в гранулах, печенье — обязательно мягкое. Мол, зубов нет, — признается продавец. — Придирчиво относится и к внешнему виду товара: требует фирменную упаковку от производителя.
Покупатели в основном женщины. Ничего удивительного, объясняет Наталья: в деревнях мужчин мало осталось, вдовы в основном.
Объехав несколько деревень, замечаю, что автомагазин люди ждут. Кстати, и излишки продукции с подворья, и ягоду он принимает в сезон. И товар в кредит продаст, и доставит на дом. Все для удовлетворения покупательского спроса экипаж «машины боевой» делает. Помешать этому может лишь бездорожье. Бывало, что застревали в сугробах и дорогу от снега откапывали. Что поделать, таковы будни сельской торговли.
Павел ЧУЙКО, «БН»
Фото автора