СПАСИБО КЛАССИКАМ
В Гомеле прошла 6-я олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и литературе
На время осенних каникул Гомель превратился в Мекку юных интеллектуалов. В олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», проходившей здесь с 31 октября по 6 ноября, приняли участие 29 команд. Приветствие участникам олимпиады направил Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин.
Блеснуть и впечатлиться
Эта олимпиада школьников в свое время стала первым союзным проектом в области образования. В 2004 году она сумела собрать в Гомеле чуть больше 80 учащихся. Поначалу проводилась раз в два года, но даже в таком формате сумела доказать насущную необходимость.
— Уже с первых шагов стало очевидным, что олимпиада выходит далеко за рамки состязаний по отдельным школьным предметам, — рассказывает советник Представительства Постоянного Комитета Союзного государства в Минске Наталья Кононова. — Ведь это еще и общение сверстников, и новые дружеские связи, и открытие талантов среди учащихся и их наставников. Получилась своеобразная площадка формирования личности. Или, как однажды сказал один из участников, «Союзное государство в действии».
Видимые плоды и определили биографию олимпиады. Столицами олимпиады были: древний Полоцк, дважды школьников Союза принимал город-герой Смоленск, и вот в третий раз юные олимпийцы приехали в Гомель. Обязательные отборочные туры в десятках регионов и финальный круг участников — свыше 160 ребят, что опять же не предел. Об этом, кстати, упомянули организаторы по ходу нынешней олимпиады: пора подтягивать дальние области России.
Но главное — атмосфера. Ее здесь создают в масштабе и по крупицам. Первым делом — проверка знаний на прочность в весьма непростом предмете. Во-вторых, знакомство с культурой страны. А в-третьих, олимпиада — бескрайнее поле для общения.
Организаторы, как ювелиры, сценарий оттачивают до мелочей. Так, «красной нитью» прошлой олимпиады в Смоленске стала тема общности России и Беларуси. В этом году оргкомитет сделал акцент на сохранении памяти классиков литературы, их «реанимацию» в ученической среде. На том и строились задания основных состязательных туров. А культурная программа дополняла интеллектуальные запросы дня: выставки художников России и Беларуси во Дворце Румянцевых-Паскевичей, спектакль «Доходное место» в Гомельском областном драматическом театре, обновленные экспозиции областного музея военной славы…
Проверка на прочность
Надо заметить, что год от года олимпиада прибавляет в сложности, не покидая, однако, рамок учебной программы. С одной стороны, такой тон задают сами участники: уровень подготовки ребят заметно растет. С другой, планку поднимает и стремительно развивающееся олимпиадное движение.
— Задания действительно непростые. Сложнее, скажем, чем на республиканской олимпиаде по русскому языку, — посвящает в нюансы консультант управления общего среднего образования Министерства образования Беларуси Раиса Сидоренко. — Ведь у нас эта олимпиада приравнена к международной, и ее победители имеют право поступления без экзаменов на филологические факультеты вузов страны.
Заведующая сектором Центра городских предметных олимпиад Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Наталья Лавринович добавляет еще несколько важных штрихов. Конкурсная часть олимпиады интересна тем, что здесь апробируется много новых образовательных подходов. В итоге это позволяет через интеллектуальное состязание раскрывать эрудицию, базовые знания и творческие способности детей.
Одно из классических испытаний — сочинение — ныне можно было выполнить в виде путевых записок, отзыве или портретной характеристики классика. Впервые оргкомитет предоставил участникам право выбора.
— Такой подход полностью себя оправдал, — делает вывод председатель жюри Лариса Мурина, главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь. — У ребят появилась возможность больше раскрыть себя, и мы это увидели через работы.
В новом виде предстал и конкурс риторического мастерства: школьнику, открывшему конверт с одним из 30 имен классиков, предлагалось изложить «Слово о...».
— Конкурс риторов — это хорошая школа для молодых людей в приобретении навыков общения, — единодушны педагоги-профессионалы. — Риторам предлагаются те вопросы, ответы на которые неизвестны заранее. Поэтому и получается столь интересно. Все присутствующие видят, как рождается мысль прямо здесь и сейчас.
Неизменными остались принципы комплексной работы по русскому языку и литературе, а также конкурсов выразительного чтения и знатоков. Впрочем, простоты и здесь не случилось.
Герои Олимпа
Неделя состязательного марафона позади. Однако жюри до конца держало интригу. Имена лучших прозвучали лишь на последних минутах церемонии закрытия олимпиады. Абсолютной победительницей и обладателем специальных диплома и приза Постоянного Комитета Союзного государства стала Мария Кульбицкая, учащаяся лицея БГУ. Лучший результат девушке обеспечило блестящее знание предмета. По сумме баллов, набранных в двух основных турах, Мария вплотную приблизилась к максимально возможным 100 баллам:
— Мне посчастливилось писать сочинение о Достоевском, а это мой любимый писатель. Так что работать было в удовольствие, — поделилась Мария радостью победы.
Цунами всеобщего восторга пришлось и на обладателя специального приза оргкомитета — Данилу Пушного из села Старый Кривец Новозыбковского района Брянской области, которого успели здесь окрестить «брендом» олимпиады. Он показал лучший результат среди сельских школьников, а также взял дипломы в нескольких творческих конкурсах. А в состязании риторов его «Слову о Пушкине» не было равных. Школьник с ходу выложил 10-минутный монолог о великом классике, взорвав зал. Даже профессионалы включились в борьбу за будущее Пушного, пригласив его поступать в БГУ на льготных условиях. Парень обещал подумать.
Теперь не будет проблем с поступлением и у школьников Могилевской области, которые стали победителями среди сверстников в командном зачете. Второе место разделили старшеклассники города Гомеля и Минской области. Третье — у команд Гомельской, Витебской областей и лицея БГУ. А еще со сцены прозвучало около 70 имен номинантов в предметных этапах и творческих конкурсах.
Последние картинки — фото на память. Прощаясь, ребята не скрывают слез. Спешат обменяться телефонами и адресами электронной почты. Так здесь всегда. Кто хотя бы раз попал на союзную олимпиаду, уже не теряется. Их называют единым золотым фондом наций. И всякая олимпиада имеет свое невидимое продолжение: есть страница участников в «ВКонтакте», есть живое общение. Они встречаются, когда могут. И при всякой возможности возвращаются на олимпиаду…
Под занавес в оргкомитете проговаривали сценарий олимпиады 2012 года. Среди новинок-идей, витающих в воздухе, — проведение творческих лабораторий и рождение совместных молодежных проектов, ради еще более тесного общения детей… А вот какой из российских городов примет очередных олимпийцев, решится в ближайшее время. Пока на это право одинаково претендуют Смоленск и Москва.