В Гомельской области - ни одного аттестованного гида-переводчика
23.11.2011 16:44
—
Новости Общества
В Гомельской области - ни одного аттестованного гида-переводчика
На прошлой неделе в парк-отеле "Замковый" на протяжении трех часов депутаты облсовета обсуждали, зачем иностранцу ехать в Гомельскую область, почему у нас нет ни одного аттестованного гида-переводчика и можем ли мы вообще говорить о въездном туризме.
Тема развития или, наоборот, застоя в агроэкотуризме поднималась на протяжении всей беседы. То в виде цифр, когда подсчитывали общее количество агроусадеб, то в виде вопросов, когда сомневались в качественной составляющей этих цифр. Оказалось, что из 471 усадьбы работает пока около половины. Да и то, если задаться целью вспомнить названия парочки из них, на ум, пожалуй, придет лишь раскрученный "Панский сад".
"Этот сервис должен быть навязчивым", — звучало не раз в течение заседания. Были и более конкретные предложения. Например, создавать усадьбы в пределах 10 — 15 километров от границы, ведь после прохождения таможенного контроля многие интересуются, есть ли поблизости какой-нибудь отель или кафе. Кроме того, потенциальным туристам на границе нужно предлагать буклеты с подобной информацией.
Директор "Гомельоблтуриста" Ромуальда Милашевская считает, что сейчас нельзя говорить о каком-то организованном туристическом потоке в нашу область.
Директор "Гомельоблтуриста" Ромуальда Милашевская считает, что сейчас нельзя говорить о каком-то организованном туристическом потоке в нашу область.
— По статистике прошлого года один турист, приехавший к нам, в среднем тратит на экскурсионный тур около 200 долларов, плюс дополнительные расходы, — рассказала она. — Но таких "классических" туристов очень немного. В прошлом году Беларусь через турфирмы посетило около 120 тысяч иностранцев, а из них до Гомельской области доехало всего около 3 тысяч. Однако бизнес-поездки и транзит нельзя назвать туризмом в полном смысле этого слова. Иногда начинаешь думать, есть ли вообще у нас въездной туризм. По крайней мере, в том виде, в котором хотелось бы его видеть. Зато к нам начали приезжать из Витебска, Полоцка, чего не было уже давным-давно.
Туристические маршруты по Гомельской области иногда привязываются к республиканским. Иностранцам сначала предлагают более раскрученные бренды типа Несвижского замка, а на закуску — наши объекты. Так сказать, в комплексе. Не секрет, что многие россияне предпочитают отдыхать в наших санаториях. Вот только на продаже путевок зарабатывают российские туроператоры, а не белорусские.
Ощущается и недостаток гостиниц хорошего уровня. Однако при этом ценник во многих из них весьма завышен. Ромуальда Милашевская привела такой пример: отметить Новый год на базе отдыха "Галактика" Минской области стоит около 2 миллионов рублей за человека. И это с удобствами на этаже… За такие деньги можно пять дней путешествовать по Украине с питанием и экскурсиями, останавливаясь при этом в добротных трехзвездочных гостиницах.
Ощущается и недостаток гостиниц хорошего уровня. Однако при этом ценник во многих из них весьма завышен. Ромуальда Милашевская привела такой пример: отметить Новый год на базе отдыха "Галактика" Минской области стоит около 2 миллионов рублей за человека. И это с удобствами на этаже… За такие деньги можно пять дней путешествовать по Украине с питанием и экскурсиями, останавливаясь при этом в добротных трехзвездочных гостиницах.
Кадры — это, пожалуй, одна из самых серьезных проблем отечественного туристического бизнеса. Оказывается, в Гомельской области нет ни одного(!) аттестованного гида-переводчика. А большинство из аттестованных по области экскурсоводов уже в возрасте, и через несколько лет иностранных гостей у нас просто некому будет встречать. Можно, конечно, взять на работу и гида, и переводчика. Один будет рассказывать, другой переводить. Только туристам эта затея вряд ли понравится. В рамках заседания поднимался вопрос о целесообразности подготовки таких специалистов на базе факультета иностранных языков ГГУ имени Ф. Скорины. Однако, наверное, проще найти историка со знанием иностранного языка, чем наоборот.
Золотые унитазы усадьбам не помогут
У Ирины Фуковой, старшего преподавателя кафедры маркетинга гуманитарно-экономического факультета ГГТУ имени П. О. Сухого, на этот счет свое мнение.
— Много наших выпускников уже после года работы в сфере туризма разочаровываются в выбранном пути, — говорит она. — Прежде всего, из-за маленькой зарплаты. Они ведь изначально думали, что будут путешествовать по всему миру, а в итоге попали на нелегкую нервную работу.
На этой кафедре не готовят экскурсоводов или гидов-переводчиков. Здесь изучают гостиничное хозяйство, маркетинг физкультуры, спорта и туризма, методику организации экскурсионной работы. На предложение председателя областного Совета депутатов Марии Бондарь о том, чтобы все дипломные проекты этих студентов имели практическое применение Ирина ответила так: "Студенты не могут найти данные для своих работ. Они бы и рады изучить какое-нибудь предприятие, но, придя в туркомпанию, зачастую сталкиваются с негативным к себе отношением".
Несколько предложений по привлечению туристов озвучил генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Олег Рыжков. Во-первых, это создание в областном центре информационно-маркетингового центра, а во-вторых, продвижение фирменных брендов. Это могут быть конфеты или даже спички, но "заточенные" под туристов. Так сказать, в фирменной упаковке. По его словам, в разработке собственного бренда нуждается не только область, но и каждый район в отдельности, а сейчас "в наших агроусадьбах можно даже золотые унитазы поставить, но туристов от этого не прибавится".
Олег Рыжков также рассказал и про некоторые "мелочи", которые могут за несколько минут испортить выстраиваемый годами имидж. Так, например, туристические автобусы, подъезжая к дворцово-парковому ансамблю, вынуждены останавливаться на площади Ленина, где официально подобная стоянка не предусмотрена. Однажды генеральный директор стал свидетелем того, как за эту "провинность" водителю сделали запись в талоне.
К сожалению, на заседании не затронули тему промышленного туризма, для развития которого на Гомельщине созданы все условия. Удивительно, что в разговоре о туризме немногие вспоминают, что наша область — один из самых мощных индустриальных регионов Беларуси. В других странах уже поняли, как можно грамотно распорядиться этим фактом. В Чехии активно приглашают туристов понаблюдать за производством пива, в Цюрихе бешеной популярностью пользуется завод Rolex, а в Германии нет отбоя от желающих посетить завод Audi.
В прошлогоднем интервью корреспонденту "ГП" руководитель проектов российского фонда "Институт экономики города" Денис Визгалов как раз затронул тему промышленного туризма.
— Одно дело, когда компания платит большие деньги за размещение рекламных роликов, а другое — когда люди сами готовы платить за то, что им на протяжении нескольких часов будут рекламировать продукцию, — сказал он. — Туристы еще и по возвращении домой непременно расскажут о поездке всем своим знакомым. В результате они получат самое важное — впечатления. Сейчас на просторах постсоветского пространства разбросана масса полузабытых предприятий, у которых есть прекрасная возможность восстать из пепла.
При формировании имиджа области и страны катастрофически не хватает креативных идей и свежих мыслей. А одно лишь белорусское гостеприимство не может служить основой туристического проекта или некой козырной картой в разговоре об имидже. Это должно быть чем-то само собой разумеющимся. Туриста надо удивлять, а эта задача решается пока совсем вяло…
Количество аттестованных экскурсоводов и гидов-переводчиков в Беларуси
Области | экскурсоводы | гиды-переводчики |
г. Минск | 305 | 131 |
Витебская | 175 | 9 |
Минская | 102 | 3 |
Бестская | 97 | 19 |
Гродненская | 72 | 8 |
Могилевская | 56 | - |
Гомельская | 34 | - |