Парилка у каждого своя, а коров только шесть

Источник материала:  

— Это у нас специальная «трасса» для буренок с животноводческого комплекса УП «Совхоз «Городок». Скотопрогон сделали, чтобы коров на пастбище не гнать по асфальту. Так и шоссе не портим, и водителям легче, нет опасности и затора на дороге, — начинает знакомить с окрестностями председатель Каменковского сельсовета Узденского района Татьяна ПРАКАТЕНЬ.

 

Парилка у каждого своя, а коров только шесть1. Войково: сельсовет – Каменковский, а школа – Сутковская

В агрогородке — чистота и порядок. Для удобства жизни сельчан все условия: проведена газификация, заменены старые трубы водопровода, есть магазин, совхозная столовая, двухэтажное здание средней школы, чуть дальше соседствуют детский сад и амбулатория. Еще — Дом культуры и, конечно же, здание сельского Совета, когда-то контора совхоза, а еще раньше — одна из построек панской усадьбы. Интересно, что агрогородком здесь повезло стать сразу трем деревням! Расположенные рядом населенные пункты со временем почти срослись. Приезжему трудно разобрать, где улицы Войково, Городка или Воротищей. Но все же есть один «маячок»: если по правую руку магазин, то он разделяет Воротищи и Войково, и тогда слева оказывается Городок.

— Мы к этому привыкли, местные жители прекрасно ориентируются в том, что, например, могут жить в деревне Городок и агрогородке Войково одновременно. Кстати, и с названием агрогородка все просто: оно дано по деревне, центральной усадьбе, где находится здание сельсовета, — раскрывает «тайны» председатель.

— А почему же сельский Совет — Каменковский, а школа — Сутковская? — пытаюсь разобраться с названиями до конца.

— По прежней усадьбе в деревне Каменное. Там и сейчас много камней-валунов, по словам специалистов, еще ледникового периода. А школа раньше была в Сутках, ее перенесли, но название оставили, — объясняет председатель.

На территории сельсовета — 21 деревня и одно сельскохозяйственное унитарное предприятие совхоз «Городок». В последнее время юных каменковцев все прибавляется: если до 2008-го в год рождались 1—2 ребенка, то в этом году — уже 9 карапузов. И еще несколько беременных мам ждут прибавления. Агрогородок растет, крепчает. А вот как обстоят дела в деревеньках-спутниках?

Парилка у каждого своя, а коров только шесть2. Близкие Глинки: о пластиковых поросятах и личном «моторе» Рубашных

Первый спутник Войково, как Луна от Земли: в планетарном масштабе рукой подать. В стандартных единицах измерения — 2,5—3 километра. Усадьбы сельчан аккуратные, ухоженные, каждый пытается чем-то перещеголять соседа: пестрой клумбой, новым бетонным забором или замысловато раскрашенным деревянным.

— В последнее время на территории сельсовета дома охотно скупают под дачи. Многие владельцы — минчане. Среди них те, кто здесь рос, родители умерли, но дом не заброшен, — рассказывает Татьяна Пракатень. — Конечно, лучше, чтобы сюда приезжали на постоянное жительство. Но хорошо, что не пустыри.

А держать связь с деревенькой помогает председателю глинковская старейшина — Ядвига Рубашная. Как говорит Татьяна Пракатень, в каждой из деревень есть такая «правая рука».

Подъезжаем к дому Рубашных: новый забор, новые цементные ступеньки перед калиткой с отпечатками ладоней мастеров — сына и племянника (как потом расскажет хозяйка). На стене — табличка «Дом образцового порядка».

Ядвига Юльяновна и Евгений Станиславович — почетные труженики. Стаж работы в совхозе у хозяина — 48 лет, у его жены — 43 года. Сейчас они на заслуженном отдыхе, а все равно без работы на месте не сидят. При доме — около гектара земли, попробуй управься! И хозяйство: двое поросят, годовалый кабан Вася под двести пятьдесят кило, куры и корова Белка. На всех надо запастись кормом: зерном, картошкой, сеном, «кавбузами». Желто-оранжевые тыквы сложены в большие горки, а одна в качестве дизайнерского проекта во дворе. Ее окружают мастерски сделанные из подручных средств… поросята.

— В ход пошли пластиковые бутылки из-под пива, брошенные на улице. Из них делаем туловище, для ножек — горлышки. Еще смастерить ушки, хвост, прикрепить все изолентой и раскрасить, — делиться хитростью Ядвига Рубашная.

Много всяких идей воплощено во дворе сельчан. Добротная вся усадьба: дом, сараи, гараж. Так ли живут и остальные в Глинках?

— Я ведь первая в деревне поменяла забор на бетонный. Поначалу односельчане предупреждали, что ненадежный, посмеивались даже. А потом, смотрю, к весне и остальные поддались, последовали примеру. Каждый старается чем-то облагородить свои дом и участок, — говорит Ядвига Юльяновна. — Но вот я как-то задумалась, посчитала, и не набралось у меня сотни постоянных жителей. Остались в основном одни старики. А раньше ведь такая большая деревня была. Коров только четыре стада: два в одном конце деревни и два в другом. Теперь на всех только шесть рогуль...

Буренка Рубашных поит молочком не только их самих, но и дачников, и односельчан. Собственного приготовления у пенсионерки сыр, масло и творог. Такие продукты, конечно, в разы вкуснее, но, если не можешь с излишками молока управиться, то хоть выливай — нет в Глинках сборщика молока. Из «соцобъектов» остался только магазин. Почта привозная, клуб закрыт, амбулатория — в агрогородке, к врачу — или ехать, или вызывать «по скорой». Без дела простаивает общественная баня. «Жалко клуб — большое хорошее здание. И баня, думаю, пригодилась бы работникам совхоза, а так пустует», — размышляет Ядвига Рубашная.

— Здание бывшего бригадного клуба в ближайшее время выставим на аукцион. А баня — на балансе совхоза, она в рабочем состоянии, но просто-напросто не востребована. Судите сами: на 424 домохозяйства — 248 бань, то есть у 60 процентов населения — своя парилка. А у жителей агрогородка — ванные комнаты и душевые кабинки. И у каждого дачника есть русская банька. Пробовали ее протопить в субботу, но посещаемость — три—пять человек, — добавила Татьяна Пракатень.

Не сидит без дела и Евгений Станиславович. Даже на пенсии он нужен в совхозе. Когда-то, уходя на заслуженный отдых, приобрел списанный трактор Т-25 (причем недешево — за 12 миллионов рублей). И сейчас на нем работает не только на приусадебном участке, помогает односельчанам, но и на полях хозяйства.

— Довольно часто директор совхоза просит приехать и подсобить на уборке. В хозяйстве нет таких, как мой, малых тракторов, только большие. А на уборке овощей работают дети-школьники, они же просто не достанут, чтобы высыпать картошку, морковку или капусту. Вот я и приезжаю, отвожу на склады. Так, считай, каждый год помогаю. Да я всю жизнь работаю в поле. С одиннадцати лет, как не стало отца, пахал на лошадях, даже на быках. А после армии в 1961 году как сел за руль трактора, так и «просидел» до 2000 года. Теперь на личном «моторе» работаю, — признается Евгений Рубашный. — У нашего трактора есть вся оснастка: и плуги, и окучники, и сажалка. Заказывали, кстати, все по объявлениям из «Белорусской нивы». В деревне без сельской газеты — никуда!

А зимой супруги вяжут метелки для совхоза. В лесу заготавливают березовые ветки, затем Ядвига Юльяновна их очищает, а муж складывает и вяжет проволокой.

Парилка у каждого своя, а коров только шесть3. Далекие Мрочки: деревенский старейшина работает с четырех утра

Второй «спутник» агрогородка на самой границе с Копыльским районом. Здесь уже и деревня поменьше (населения — всего 27 человек), живут почти одни старики. «С одного конца — пять баб, с другого — пять хат», — шутят местные. Центральная улица широкая, асфальтированная. И почти каждый дом с новой шиферной крышей. Это результат разбушевавшейся весной непогоды, когда град с куриное яйцо много бед наделал.

— После стихии на следующий день мы совместно с председателем райсовета, госстрахом, райпо обследовали все деревни. Люди ремонтировали крыши за счет страховок, а мы, в свою очередь, организовали подвоз шифера прямо к домам, — говорит председатель сельсовета.

Еще видны следы «ударов» на щите дома Елены Мицкевич, старейшины этой деревни.

Приходится быть и соцработником, и медиком, и сторожем в одном лице. Когда-то Елена Мицкевич работала в хозяйстве помощницей ветврача, теперь этот опыт помогает ей делать уколы больным сельчанам.

— Что — скорая, приехала и уехала, прописали лекарство, а куда стариков увозить? — объясняет пенсионерка. — А я потом хожу, делаю уколы. Каждое утро, как встану коровку доить часа в четыре, выйду и присматриваю за деревней. У кого есть свет, что да как. Как-то глянула — у соседки темные окна, побежала к ней, а она лежит, не поднимается. Начали давление мерить, таблетки давать…

Кстати, именно Елена Вячеславовна — хозяйка последней оставшейся в Мрочках коровы Малышки, которая обеспечивает всю деревню молоком.

4. Как финансируются деревни-спутники?

Своего бюджета у таких деревень, как Глинки и Мрочки, нет. Средства выделяются на сельсовет в целом, на все населенные пункты. На 2011 год райисполком определил каменковцам 178 миллионов 790 тысяч рублей (в среднем по 8,5 миллиона на каждую деревню сельского Совета), из них 36 процентов ушли на налоги. А остальные?

— Из этой суммы чуть более 20 миллионов — на уличное освещение. Еще 7 миллионов — на благоустройство, то есть на вырезку аварийных деревьев, подкашивание сорной растительности, уборку кладбищ, ликвидацию несанкционированных свалок. В этом году уже все кладбища в деревнях сельсовета огородили новыми заборами, отремонтировали актовый зал в сельсовете, сделали отмостку вокруг здания. Еще расходы на зарплаты, отопление здания, электричество, связь и прочие растраты, — объясняет Татьяна Пракатень. — Свои работы на год мы формируем именно из этого бюджета, а в сторону от него не отступишь. Можно было бы, например, совсем избавится от аварийных деревьев или еще что-то доделать по кладбищам, но, увы, — положенные 7 миллионов мы расходовали, а потому и другие работы оставили на следующий год. Кстати, на следующий запланировано благоустройство четырнадцати захоронений воинов-партизан периода Второй мировой войны.

На дорогах сельсовета работают две организации: ДЭУ № 62 и ДРСУ № 163. Первая отвечает за республиканскую трассу, а вторая  — за дороги местного значения.

— В 2011 году на дороги Каменковского сельского Совета было выделено 1,5 миллиона рублей. Из них уже освоено 840 тысяч. Основные работы пришлись на начало года, когда «сельский путь» чистили от снега, — ответил Сергей Трус, начальник планово-производственного отдела филиала КУП «Минскоблдорстрой» — ДРСУ № 163.

Другой источник финансов — райпо, оно может выделить средства на ремонт магазина. Но… Глинковский сельмаг — старый деревянный невзрачный домик, который даже косметического ремонта не видел давно. Основные средства организации наверняка идут на обустройство центрального магазина в Войково. Долго и безрезультатно глинковцы просят о складе, так как некуда класть на хранение во время летней заготкампании ягоды-яблоки. Хотя внутри все необходимое оборудование: три холодильных лара, холодильные витрины для колбас и молочных продуктов. Даже привередливые минчане-дачники не везут из столицы провиант, а затариваются в здешнем магазине. А вот в Мрочках люди и вовсе лишены такого удовольствия: двери и ставни закрыты на большие замки. Это был последний «соцобъект». Сейчас приезжает автолавка. Но ее ассортиментом недовольны, и за продуктами ездят в соседний, Копыльский, район.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Алексей КАРУСЕВИЧ, заместитель начальника управления сельского хозяйства и продовольствия по экономике Узденского райисполкома:

— В 2008 году, когда вводился агрогородок Войково, на производственную и социальную сферу было выделено 4,9 миллиарда рублей, с тех пор финансовых вливаний в него не было. Что же касается других денежных трат, то за первое полугодие 2011 года УП «Совхоз «Городок» на покупку горюче-смазочных материалов, проведение ремонта сельскохозяйственной техники, возмещение стоимости минеральных удобрений, покупку ядохимикатов, удешевление кормов и на другие цели было выделено 378 миллионов бюджетных средств. А в четвертом квартале 2011 года планируется вложить 110 миллионов рублей на асфальтирование животноводческого комплекса в деревне Глинки.

Надежда БУТОВИЧ, «БН»

Фото автора

 

мебель для ванной godi лучшие цены

←Будем помнить: свою жизнь мы делаем сами

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика