Ирина режет без фанеры

Источник материала:  


17 ноября в концертном зале «Минск» певица Ирина Дорофеева, официально признанная «лицом Беларуси», презентовала новую программу «Полет над Ойкуменой». Концерт был приурочен к выходу одноименного mp 3-диска, «первого в истории Беларуси » (так написано на официальном сайте певицы), в который вошло 190 песен. Корреспондент «БелГазеты» не могла пропустить презентацию всего творческого наследия певицы, поэтому поспешила насладиться праздником вместе с соотечественниками.

«Даотдай ты им билеты! - мягко журил один охранник другого на входе во время проверки билетов. - У людей, может, праздник! Они, может, хотят этот билет себе на память оставить - все же народная артистка Беларуси!»


Концерт Ирины Дорофеевой действительно можно рассматривать как народный праздник. Странно, но аудитория Ирины старше ее почти на поколение: молодежи в холле немного, да и та, вероятно, друзья участвующих в концерте балетных составов «Фаталити» и Pops Foundation . В основном в холле замечены женщины предпенсионного возраста с подружками и сослуживицами: они «с девочками» бойко покупают шампанское, кричат за барной стойкой: «Два мерла по пятьдесят и два бутика с ветчиной !», засматриваются на бутерброды с красной рыбой и анализируют происходящее с точки зрения экономики: «Бэйлиз» за четырнадцать - надо брать»; «Пятьдесят за двадцать один - вполне неплохо»; «Все равно мы по сравнению с Украиной, например, живем лучше» .

Несмотря на лучшую жизнь, ларек с «мерчандайзингом», где продавались диски, открытки и плакаты с изображением певицы, ажиотажа не вызывает. «Диск за 160 тысяч? Это что ж такое?» - возмущаются женщины. «Зато там 190 песен!» - тихо говорит продавец. «Так это что же - для компьютера?» - ахает народ.

Начинается концерт, и праздничный холл, похожий на вечерний ресторан, мигом пустеет. Зал набит битком, в нем уютно и терпко пахнет хрустящими ноябрьскими розами, как в цветочном магазине.

Оказалось, и в кризис можно организовать праздник: сценическое убранство поражало разнообразием. Позади сцены покачивалась штора из цветных гирлянд-лампочек, водопадом переливались изгибы двух боковых экранов, ударная установка аккомпанирующей группы «Форс-Минор» громоздилась на веселеньком ковре, а огромный экран демонстрировал кадры, напоминающие последний мультимедиа-альбом Бьорк: космические тела, планеты, полеты сферических молекул в вакууме.

Тема космических полетов сопровождает концерт постоянно - синтезаторы издают загадочные звуки в духе группы Space . Сама Ирина выбегает на сцену вместе с балетом, танцующим что-то стремительное. Это типичная эстетика белорусской эстрады, когда на сцене происходит неудержимое цирковое мельтешение музыки, танцев, ярких цветов и ритмичных движений. Не хватало только методично скачущих по кругу породистых лошадей в шелковых попонах.

В какой-то момент Дорофеева вдруг запела, как Кейт Буш: «Не дари мне, милый, бусы, потерять я их боюся!» Показалось, что с ее тембром вокала из нее вполне получилась бы белорусская Кейт Буш - если бы, допустим, ей писал песни Сергей Пукст или кто-то в этом роде.

Репертуар Дорофеевой - предельно разные песни. Их в целом и правда больше двухсот, на концерте же звучат самые любимые. Песен на стихи Владимира Некляева (когда-то в репертуаре певицы их было немало, в основном на русском языке) мы не услышали. Перед каждой композицией Ирина говорит что-то вроде тоста - не забывая, что концерт идет в формате народного праздника. Она отлично справляется с этой ролью: «после второй» идет неизменное «за любовь» («Желаю вам любить и быть любимыми!» ), «после пятой» Ирина рассказывает о том, как она верит в «свою счастливую звезду» и что ее мечты «обязательно сбудутся», и нам желает того же - это было предисловие к песне «Лодочка».

В какой-то момент балет уходит отдыхать, и можно рассмотреть группу - Дорофеева традиционно выступает с отличным «живым» коллективом, который может с одинаковой непринужденностью выдать и джазовую импровизацию, и простенький эстрадный коктейль.

Впрочем, сама Дорофеева - тоже очень разная. Это в основном зависит от песен. Она пропускает все песни через себя, добавляя им некоей прозрачной звонкости, переливчатости. Неожиданным моментом шоу стала относительно новая (2010г.) композиция «Акрыляй», написанная участницей «Камераты» Ольгой Воробьевой. Она выдержана скорее в жанре нью-эйдж с китайскими народными мотивами и нестандартными мелодическими ходами - к сожалению, этот материал сильно выбивался из общего ряда. Возможно, если Дорофеева продолжит работать в таком духе, она превратится в нечто большее, чем просто эстрадный праздник. Впрочем, публика воспринимает серьезный материал без особого энтузиазма.

Каждый из композиторов, работающий с Ириной, видит ее по-своему: вот она уже прыгает под веселую эстрадоньку от Кима Брейтбурга (удивительная в своей непритязательной пошловатости песенка про тридцать трех богатырей, которым «дядька Черномор не велит жениться» ), вот она вместе с джазовым композитором и бас-гитаристом Николаем Неронским валит жесткий диско-фанк, вот звучит «Ойкумена» - простая и добрая песня в стиле советской эстрады 1970-х гг. Натурально, Дорофеева может спеть все что угодно - и, что самое удивительное, все равно получится Дорофеева!

Возможно, вообще все белорусские композиторы могут писать песни исключительно для Дорофеевой - а прочую эстраду можно упразднить за ненадобностью. Ирина - по сути, пантеон белорусского композиторского искусства, квинтэссенция всего сразу. Многие артисты на сцене презентуют в первую очередь себя - а она работает как ретранслятор, передатчик всеобщей творческой волны, но при этом присутствуя на сцене как личность, как женщина и как артист. Возможно, поэтому она и стала «лицом Беларуси» - в ней есть исконно белорусское дружелюбие, мягкость, способность подстроиться под что угодно и сделать это чем-то своим, уникальным. И даже если подсунуть Дорофеевой сложный, неординарный и уж явно не банально-эстрадный номер, она справится.

В антракте все бросились покупать диски певицы - теперь-то они расходились как горячие пирожки. Диск, где записано 190 песен, уже продавался за Br100 тыс. В этом была какая-то суровая правда белорусского ценообразования.

В финале звучали хиты - в основном ими стали песни Брейтбурга («Девушка на берегу», «Гуляли по радугам» и т.п.). «У нас тут есть в зале сумасшедшие? Я хочу, чтобы все вы сходили с ума! Но только от любви!» - расхохоталась Ирина. Наступил самый праздничный момент - некоторым даже удалось потанцевать.
←Международный фестиваль хореографии: закрытие и награждение. D.O.Z.SK.I – "Про балет"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика