Слуцк стал первым белорусским городом, избравшим природную символику для развития экотуризма

Источник материала:  
18.11.2011 13:32 — Новости Общества

Слуцк стал первым белорусским городом, избравшим природную символику для развития экотуризма


Во все времена населенные пункты стремились определить свои собственные символы, что-то особенное, аутентичное, выделяющее город в череде подобных. Поводы для создания образа черпали из культуры, истории, памятных событий и, конечно же, природы. Не стал исключением и Слуцк, в 2011 году определивший птицу и дерево города.

Эта инициатива принадлежит Слуцкому районному отделению общественной организации "Ахова птушак Бацькаўшчыны" (АПБ), и рассчитана она не на год и не на два. Как говорит специалист по кампаниям и экологическому образованию АПБ Руслан Шайкин, задумка непременно должна вылиться в масштабное эколого-культурное направление, затрагивающее все населенные пункты Беларуси. Примеры тому есть. В США каждый штат имеет собственные символы – птицу и растение. Они помогают региону не только обеспечивать охрану видов животного и растительного мира, но и способствовать развитию экологического туризма. Штат становится узнаваемым, притягательным для туристов. А выбранные символы находят свое отображение в многочисленных экскурсиях, экотропах, в местных сувенирах. Схожий опыт можно встретить и в других странах мира.

Что-то подобное должно произойти и в Беларуси. И сейчас предпринимаются для этого первые шаги. На протяжении года активисты Слуцкого районного отделения АПБ интересовались мнением жителей Слуцка об известных им памятниках природы и просили указать в анкетах будущие символы. Попутно случчане могли внести свои предложения по охране окружающей среды района. Надо сказать, что кампания по выбору природной символики уже заручилась поддержкой Минприроды и Минспорта.

В анкетировании участвовали школьники и учителя, продавцы и пенсионеры, работники отдела образования, детской поликлиники и нескольких производственных предприятий: ОАО "Слуцкий комбинат хлебопродуктов", ОАО "Слуцкий сыродельный комбинат", ОАО "Слуцкий сахарорафинадный комбинат", ОАО "Слуцкий мясокомбинат", ОАО "Слуцкий льнозавод", ОАО "Слуцкая мебельная фабрика", а также сотрудники Слуцкого межрайонного производственного управления газового хозяйства и Межгородского бюро регистрации и технической инвентаризации. Занятые люди, отложив на минутку свои дела, включились в обсуждение анкет. Самому младшему участнику опроса было 6 лет, а самому старшему – 73 года.

Слуцк стал первым белорусским городом, избравшим природную символику для развития экотуризма
В Слуцке определили свой "пернатый" бренд. Фото Слуцкого отделения АПБ

В результате было собрано 1100 анкет. В них участники исследования назвали 39 видов птиц и 22 наименования деревьев – номинантов на символы города. Правда, 11% респондентов так и не решили, что хотят видеть в качестве брендов Слуцка, но зато компенсировали свою неуверенность предложениями по охране природы.

Кого только из "пернатых" горожане ни предлагали: аиста, сокола, филина, чайку, коршуна, стрижа, цаплю, орла, дятла, ласточку, соловья, синицу, воробья, сороку, горлицу, фазана, лебедя – список можно продолжать еще долго. В результате, по количеству набранных голосов в первую тройку попали обыкновенный соловей, белый аист и сизый голубь. Соловей обошел конкурентов с небольшим численным перевесом: ему отдали предпочтение 252 человека. Буквально дышал ему в спину аист: 246 случчан посчитали его достойным стать птицей города. Замыкал тройку голубь: он набрал 89 голосов.

Слуцк стал первым белорусским городом, избравшим природную символику для развития экотуризма
Обыкновенный соловей. Рисунок Александра Митянина

Впрочем, в победе соловья нет ничего удивительного, поясняет председатель Слуцкого районного отделения АПБ и одна из авторов соцопроса Наталья Буряченко. Ведь в 2007 году Слуцк уже получал статус "Соловьиного города". В тот год в Беларуси была объявлена национальная кампания "Соловей – птица года", и город оказался в числе населенных пунктов, где больше всего выявлено этих птах. Полюбилась случчанам и акция "Соловьиные ночи", которая проводится уже 5 лет. Песня пернатого "солиста" не может не завораживать, вызывая приятные эмоции и настраивая на романтический лад. Какой теперь май без полюбившихся жителям Слуцка соловьиных трелей, когда, прогуливаясь в тени городских аллей, можно жадно вслушиваться в чарующие звуки!

Слуцк стал первым белорусским городом, избравшим природную символику для развития экотуризма
В наблюдениях за соловьями принимает участие и стар, и млад... Фото Руслана Шайкина

"Выбор соловья в качестве символа города обязывает нас внимательней относиться к экологическим проблемам, которые затрагивают птицу, и сохранять места ее обитания, прежде всего кустарники. В последние годы в городе они нещадно вырубаются, - рассказывает Наталья. – До конца года мы увековечим соловья в скульптуре. Выполнит ее из дерева местный мастер".

Таким образом Слуцк примкнет к Барановичам, Турову и городскому поселку Оболь, которые уже имеют памятники в честь птиц – воробья, кулика-мородунки и сокола-дербника. Со своим "пернатым" брендом определился и Витебск. Им стала кольчатая горлица.

Дерево же Слуцка определяли по другому принципу. Большинство в анкетах указало березу и дуб. Но если обратиться к истории, то можно найти сведения о растении, которое прославило город еще в XIX веке.

"Жил монах, / Который потерял веру / В светлые райские плоды, / Сам, на зависть Богу, / Вывел Бере / И пустил в слуцкие сады", - писал о слуцкой груше Бере А. Русецкий.

Плоды ее были настолько вкусны, что покорили даже самых взыскательных гурманов не только из Беларуси, но и Америки. И сейчас, хоть и в небольшом количестве, плодовое дерево этого сорта встречается в городе. Активисты АПБ планируют посадить в Слуцке грушевую аллею.

Пока что новая слуцкая символика официально не утверждена. Не исключено, что в обозримой перспективе вопрос о ней вынесут на рассмотрение районного Совета депутатов. С новыми брендами Наталья Буряченко связывает большие надежды. В старинном Слуцке всегда хватало историко-культурных достопримечательностей. А теперь появятся еще и экологические. Использовать их можно было бы во всевозможных экскурсиях. Даже есть задумка проводить фестивали в честь соловья. В любом случае будущее у этой идеи есть. И, судя по результатам опроса, поддерживает ее большинство случчан, которые хотят видеть родной город чистым, зеленым и наполненным голосами птиц.

По материалам АПБ 
←МВД Беларуси и России будут развивать сотрудничество в сфере обеспечения безопасности транспортного коридора Москва — Брест

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика