В Беларуси занялись семейной политикой
В 2012 году в Беларуси механизм расчета ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет будет увязан со средней заработной платой по стране и дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье.
Международный семинар "Эволюция семьи и семейная политика", посвященный анализу развития института семьи в Беларуси и Европейском регионе, прошел 17 ноября в Минске. Его организаторами выступили Министерство труда и социальной защиты Беларуси совместно с Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА), передает БЕЛТА.
В ходе семинара первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник отметил, что уже разрабатывается проект указа, которым предусматривается увеличение этого вида пособия на первого ребенка - до 35% среднемесячной заработной платы в республике, на второго и последующих детей - до 40%. Ожидается, что указ вступит в силу с 1 января 2012 года.
Представитель Минтруда и соцзащиты подчеркнул, что механизм расчета ежемесячных пособий будет впервые увязан со средней зарплатой по стране. Петр Грушник считает эту новацию прогрессивной. "Жизнь покажет, насколько этот подход оправдан", - добавил он.
Такая мера предусмотрена Национальной программой демографической безопасности Беларуси на 2011-2015 годы. Этим же комплексным документом было запланировано увеличение вдвое с 1 октября размера государственного пособия в связи с рождением ребенка (на первого ребенка - 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения, на второго и последующих детей - 14 БПМ).
В 2012 году в Беларуси механизм расчета ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет будет увязан со средней заработной платой по стране и дифференцирован в зависимости от очередности рождения детей в семье.
Повышение размеров пособий позволит компенсировать семье недостающий доход одного из родителей и будет способствовать снижению иждивенческой нагрузки при рождении детей. По словам представителя Минтруда и соцзащиты, такое решение было принято с учетом международного опыта - в большинстве стран размеры пособия увязаны с заработной платой родителей, что является прямым материальным стимулом к рождению детей (Россия, Норвегия, Германия и др.).
Создание благоприятных условий для ухода за ребенком-инвалидом в семье будет обеспечено путем повышения размера пособия с 65% до 100% БПМ. Планируется, что соответствующий указ вступит в силу с 1 января 2012 года.
Предлагаются значимые меры по обеспечению доступности жилья для многодетных и молодых семей. Предусмотрено, что семьям с тремя и более детьми финансовая помощь по погашению льготных кредитов на строительство жилья будет увеличена на 25%, а при рождении четвертого ребенка задолженность по кредитам будет полностью погашаться государством.
По нельготным кредитам финансовая помощь молодым и многодетным семьям будет увеличена в два раза и составит при рождении первого ребенка - 40 БПМ, при рождении второго ребенка - 80 БПМ, при рождении третьего и последующих детей - 100 БПМ. Министерством архитектуры и строительства будут подготовлены соответствующие изменения в указы в 2012 году.
Помимо традиционных мер социально-экономической поддержки семьи предусмотрены такие новации, как развитие системы льготного кредитования супружеских пар, страдающих бесплодием, для проведения экстракорпорального оплодотворения; освобождение от призыва на военную службу, службу в резерве отцов, воспитывающих троих и более детей; предоставление лицам, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до трех лет, возможности получения новой профессии в период такого ухода.
Принципиально важным направлением государственной семейной политики является развитие программ социального обслуживания семей с детьми, создание нормативной правовой базы для их реализации. В связи с этим предусматривается внедрение новых социальных услуг семьям, развитие служб ухода за детьми, оказание помощи родителям в воспитании детей.
Так, неполным семьям, воспитывающим ребенка-инвалида и семьям, воспитывающим двоих и более детей-инвалидов, территориальные центры социального обслуживания населения будут предоставлять кратковременные услуги няни. Получит развитие система услуг по уходу за детьми-инвалидами (так называемые услуги социальной передышки) - освобождение родителей от ухода за ребенком-инвалидом на определенный период времени в целях предоставления им возможности для восстановления сил, решения семейнобытовых вопросов.
В системе Минтруда и соцзащиты такие услуги будут предоставляться на базе домов-интернатов для детей-инвалидов. Востребованным в современных условиях является развитие системы социального патроната семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Нужно создать условия для того, чтобы семья имела возможность воспитать двоих и более детей.
Такие задачи поставлены Национальной программой демографической безопасности Беларуси на 2011-2015 годы. В сфере стимулирования рождаемости акцент смещается в сторону семей, которые хотят иметь более одного ребенка. В настоящее время превалирующее число семей (65,8%) ограничиваются только одним ребенком, двоих детей имеют 28,9% семей, троих и более - около 5% семей.
Вместе с тем, как показал социологический опрос по вопросам планирования семьи, большинство респондентов (почти 60%) хотели бы иметь двоих детей, 22% - троих и более и только 13% - одного ребенка. При этом двоих детей чаще хотят иметь жители крупных городов, троих и более - жители средних, малых городов, сел и Минска.
По словам представителя Минтруда и соцзащиты, если семья при рождении второго, третьего ребенка сможет сохранить привычный образ жизни, то это будет лучшим стимулом к ее росту. Кстати, по результатам соцопроса основным обстоятельством (по мнению 49% респондентов), способным повлиять на решение отложить рождение ребенка, является низкий уровень семейного дохода и его снижение при появлении ребенка. Недостаточную поддержку государством семей с детьми и проблему со здоровьем назвал каждый пятый респондент (24,5%).
Как свидетельствует соцопрос, решение жилищной проблемы и увеличение размеров детских пособий являются определяющими при принятии решения об увеличении семьи. Это отметили 54% и 49% респондентов соответственно.
В то же время первый заместитель министра информации Беларуси Лилия Ананич высказала мнение, что в общественном сознании надо закреплять модель полной семьи с тремя детьми.
"Я не принимаю моду на семью без детей, - сказала Лилия Ананич. - Через средства массовой информации нужно формировать приоритет многодетной семьи".
Председатель Постоянной комиссии Совета Республики по образованию, науке, культуре и социальному развитию Антонина Морова отметила, что третьих детей без вторых и первых, естественно, не бывает, поэтому в последние годы государство направляет свои усилия на стимулирование рождения второго ребенка. Она считает реализацию этого вектора государственной семейной политики своевременной и эффективной: как результат, суммарный коэффициент рождаемости повысился в Беларуси почти до 1,5 (для простого воспроизводства поколений этот показатель должен составлять 2,15).
Практически во всех странах СНГ, а также в Австрии, Германии, Греции, Испании, Италии, Японии значения этого коэффициента находятся в пределах 1,2-1,4. Высокий суммарный коэффициент рождаемости демонстрируют Франция и США (1,99 и 2,09 соответственно). Национальной программой демографической безопасности Республики Беларусь на 2011-2015 годы этот показатель предусматривается на уровне 1,55-1,65.
Заместитель директора Института демографии НИУ "Высшая школа экономики" (Российская Федерация) Сергей Захаров назвал явление "чайлд-фри" журналистским фантомом, ведь даже в Европе приверженцев семьи без детей не так много. Он обратил внимание на значимость государственной поддержки семей в связи с рождением и воспитанием детей.
По его словам, переход человека в состояние родительства - очень трудный для него период, меняющий жизненную программу. "Что касается многодетности, то глобально изменить ситуацию довольно сложно: дети должны быть желанны и появляться на свет в семьях тогда, когда для этого созданы благоприятные условия, и в тех формах партнерских отношений, которые являются массовым выбором людей, - отметил эксперт. - Как показывают результаты социологических опросов в Европе, России, Украине, наиболее низкой популярностью у людей пользуется как раз многодетная семья, а социальной нормой считается наличие двоих детей".
По мнению координатора по программной деятельности Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Татьяны Гапличник, тип белорусской семьи значительно не изменится в текущем десятилетии.
"Поскольку демографические процессы довольно инертны, то в ближайшие десять лет белорусская семья вряд ли существенно трансформируется, - считает Татьяна Гапличник. - Конечно, со временем изменяется само количество семей и число детей в них, но внутри семьи происходит очень мало изменений".
Эксперт уверена, что сохранится ориентация на полную семью с двумя детьми, но она не будет реализована в полной мере.
"Научно-исследовательский экономический институт (НИЭИ) Минэкономики будет делать прогноз численности и структуры семей до 2020 года, - сказала Татьяна Гапличник. - В настоящее время проводится более глубокий анализ демографических данных, полученных в ходе переписи населения 2009 года. В этой работе принимают участие белорусские и российские эксперты, которые анализируют данные за несколько последних десятилетий. Финансирование предоставляют ЮНФПА и Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ)".
По итогам переписи населения 2009 года, преобладающий тип семьи в Беларуси - супружеская пара с детьми, удельный вес таких семей составил 38%. Перепись прошли более 2 млн. 690 тыс. семей. По сравнению с итогами переписи населения 1999 года общее число семей сократилось на 141 тыс., или на 5%. Средний размер семьи составил три человека как в целом по республике, так и по городским поселениям и сельским населенным пунктам. По сравнению с данными предыдущих переписей населения средний размер семьи постоянно сокращается. Наметилась тенденция роста удельного веса супружеских пар без детей. По итогам переписи населения 2009 года он составил 24% против 23% по итогам переписи населения 1999 года.
Доля домохозяйств, имеющих детей в возрасте до 18 лет, в общем их числе за десятилетие, прошедшее после переписи населения, сократилась с 42% до 32%. При этом в общем числе домохозяйств, имеющих детей, растет удельный вес домохозяйств с одним ребенком (он увеличился с 57% в 1999 году до 67% в 2009 году) при сокращении доли домохозяйств с двумя детьми (соответственно с 37% до 27%) и с тремя и более детьми (соответственно с 6% до 5%).