Очередь — понятие растяжимое
Основной автомобильный пограничный переход на белорусско–литовской границе «Каменный Лог» стал испытанием для водительских нервов. Здесь порой приходится коротать в очереди по 8 — 9 часов. А «дальнобойщики» и вовсе теряют сутки. Да и на других пунктах пропуска — заторы. Что мешает машинам пересекать границу без всяких помех, вместе с руководством Ошмянской таможни выясняли корреспонденты «СБ».
Последний рубеж
Трасса Минск — Вильнюс. О том, что уже пора готовить паспорта, напоминает вереница припарковавшихся вдоль обочины фур. Шоферам крайних из них придется провести в очереди не меньше 12 часов. Мы пробираемся еще на два километра вглубь — в гущу событий, где закипают, нет, не радиаторы автомобилей, сами водители.
Начальник таможенного пункта «Каменный Лог» Виктор Фалевич показывает нам новинку в организации движения, позволяющую увеличить пропускную способность. Трасса, по сути, делится на четыре части. В крайней правой полосе выстраиваются фуры, в следующих двух — легковые авто (в одной очереди — с номерами Таможенного союза, в другой — союза Европейского), крайняя левая же предназначена для служебного, дипломатического и пассажирского транспорта. На деле каждая — отдельный пунктик полосы препятствий на выезд из страны, хотя теоретически пересечь по такому принципу границу можно без проблем.
Полоса № 1. Фуры. К нашему приезду их скопилось порядка 120 (хотя уже через два дня интерактивные карты на сайтах ГТК и ГПК давали цифру 320). В пункте пропуска необходимые таможенные декларации заполняет «дальнобойщицкий интернационал». Россияне, словаки, поляки, литовцы, белорусы — у всех заспанные недовольные лица и непередаваемая гамма эмоций.
Сергей из Смоленска везет в Голландию металлический профиль. На границе — сутки. 11 часов ему, правда, пришлось отвести на вынужденный отдых, во время которого, по действующим во всей Европе правилам работы водителя, машину с места было даже сдвинуть нельзя. Иначе — большие штрафы... Плюс — он выспался. Минус — его опередили те, кто был далеко позади.
— А я 12 часов уже стою, — возмущается россиянин по имени Олег, следующий по маршруту Москва — Калининград через Литву. — Не спал всю ночь. А как иначе? Меня обгонят другие, а кто ж меня обратно в очередь–то пустит? Почему бы не сделать, как на российской «Тереховке»? Там давно существует понятие «электронная очередь». Приехал — получил талон — тебя вызовут... Все фуры группируются в одном отстойнике.
Заместитель начальника Ошмянской таможни Сергей Самущев заверяет: подобную систему планируют внедрить при строительстве транспортного логистического центра в непосредственной близости от «Каменного Лога». Ориентировочно к 2015 году. Параллельно реконструируют сам пункт пропуска, чтобы увеличить его пропускную способность. Вопрос в деньгах. Согласно смете система обойдется примерно в 16 — 18 миллионов евро. Зато, во–первых, не придется каждые 10 минут «дергаться» на несколько метров. Во–вторых, на электронном билете выбьется примерное время прохождения таможенных процедур.
— Очередь на белорусской территории и сейчас могла бы двигаться быстрее. Но когда в фурах перевозят одно наименование товара — проверить его можно очень быстро. А когда 100? Пока все оформишь... Радует, что многие водители стали пользоваться системой электронного предварительного информирования. Это убыстряет процесс.
Некоторые «дальнобойщики» процедуру проверки уже прошли. Открытия шлагбаума в кабине своего «Мана» ждет водитель–поляк. Едет... в Польшу. Но через Литву. Почему?
— Логистика, пан, — хитро прищуривается он. — Мне начальник так сказал.
Таможенники позже обратят мое внимание: хитрит. Причина в другом. В странах Балтии нет ограничения на ввоз топлива. В Польше — 600 литров. Соотношение цен на бензин и на солярку в нашей стране и в Литве — 1:3. Даже с учетом небольшого крюка по территории соседнего государства для компаний–автоперевозчиков выходит значительная экономия. Только это, в свою очередь, увеличивает нагрузку на белорусско–литовские пограничные переходы... На польском же направлении очередей на выезд грузовых машин в последние годы не наблюдается.
Ввоз и ныне там
Впрочем, топливный «шоппинг» — это прерогатива водителей автомобилей легковых. На полосе № 2 скопились машины с литовскими номерами. Старенькие «Фольксвагены–Пассат–Б3», сотые «Ауди», «Рено–Эспейс», небольшие бусы «Фольксваген–Транспортер». Их характерная особенность — огромные баки, куда вмещается более сотни литров бензина.
Пообщался с водителями. Многие из них и не пытались скрыть: приехали в Беларусь именно за бензином. Добрались до ближайшей автозаправочной станции, залили баки — и обратно. Ну и пусть, что дорога домой порой растягивается на часы. 60 долларов за одну «ходку» лишними не бывают. Некоторым гораздо выгоднее преодолеть 140 километров туда и столько же обратно, чем заправиться на литовской стороне. В очереди «бензовозов» — примерно восемь–девять из десяти.
Витовтас приехал за бензином из Вильнюса. У него выходной. Работает в рыболовном магазине, продажей топлива подрабатывает, появляясь у нас строго раз в пять дней. Чаще нельзя — поездки с полным баком нынче ограничены нашим законодательством. Кстати, замечают сотрудники Ошмянской таможни, не зарастает народная тропа из Литвы в Беларусь и за сигаретами...
Куприян Михалевич, Вильнюс. И вроде бы приехал на родину, в Беларусь, навестить в больнице маму, тем не менее заправиться топливом под завязку не забыл, сохранив литы для семейного бюджета. Коренным соотечественникам Куприяна отведена полоса № 3. Поток между Минском и Вильнюсом неиссякаем. Еще бы, расстояние между двумя столицами гораздо короче, чем между Минском и, скажем, Брестом или Гомелем. Ну и пусть граница! Не преграда! Белорусы спешат в торговый центр «Акрополис» за дешевыми вещами и деликатесами, в аквапарк, на концерты, в местный «лоу–кост» аэропорт, да и полюбоваться архитектурой, в конце концов. Что обладателям шенгенской визы — выгода, таможенникам по роду службы — дополнительная нагрузка.
Время закрытых шлагбаумов
В день нашего посещения «Каменного Лога» машины с белорусскими номерами преодолевали границу враз. Но порой и им приходится делать паузу на восемь–девять часов. Похоже, ответ на вопрос «почему?» можно отыскать по ту сторону шлагбаума — уже на нейтральной территории.
— Литовцы работают очень медленно, — говорит мне водитель внедорожника БМВ бизнесмен Игорь, который по работе постоянно накручивает километры между Минском и Вильнюсом. — То, что белорусы разделили потоки, — это правильно. Но ведь за контрольно–пропускным пунктом вновь очередь смешивается... Тут уж кто первым успеет. А тамошние пограничники не спешат. «Итальянская забастовка» у них вновь, что ли? Это такая форма протеста, по которой вся работа делается строго по инструкции и по нормам — ни больше, ни меньше. Пару недель назад за два часа пропустили лишь 34 машины.
Подобные жалобы — не редкость. По интернету гуляет письмо одного из наших граждан, отправленное в том числе президенту Литвы и в сейм. Вот лишь короткая выдержка: «Из–за очень медленной работы литовской стороны на границе (пограничники и таможенники) мы были вынуждены вернуться обратно в Минск, так и не заехав в Литву. И мы были не единственными...»
Проблему признают и на Ошмянской таможне. Мол, мы–то можем работать быстрее, например усилить наряды. А толку? Литовцы на свою территорию запускают партиями. Выход? Вот ответ заместителя начальника Ошмянской таможни Сергея Самущева:
— Этот вопрос сейчас решается на уровне руководителей таможенных и пограничных служб двух стран.
***
180 километров за 10 — 12 часов? Увы, зачастую на машине выходит именно так. В выигрыше останется железная дорога, по ней путь из Минска в Вильнюс втрое быстрее. А эта пробка на трассе всех достала. Когда уж и ее извлекут из узкого горлышка пограничного перехода?
Автор публикации: Дмитрий УМПИРОВИЧ