Подаяние рождается в... споре
— Зачем им деньги? — пытался остановить ее я. — Ведь по одежде и лицам видно, что это пьяницы...
Сестра возразила, мол, Писание рекомендует подавать милостыню нищему.
— Нищие были сто и тысячу лет назад, — ответил я, — когда не было пенсионного обеспечения. Тогда действительно старый или калека мог остаться без средств к существованию. А теперь, если ты работаешь, — получаешь зарплату, пожилой или инвалид — пенсию.
У сестры нашелся другой аргумент.
— Даже если попрошайки и пьяницы, — сказала она, — лучше все равно им подать. Пусть даже и на спиртное. Возможно, мы убережем их от соблазна что-то украсть ради того, чтобы выпить. А значит, спасем от тюрьмы.
Каждый из нас остался при своем мнении. Сестра дала «нищим» немного денег, а я прошел мимо.
Позже довелось мне беседовать со священником того самого храма. Я рассказал пастырю о своих разногласиях с сестрой, и он принял мою сторону.
— Никакие это не нищие, — заявил священнослужитель, — а обыкновенные падшие от алкоголя. Своим присутствием они просто позорят и наше общество в целом, и этот храм в частности. Поэтому приходится просить милицию, чтобы она их разгоняла.
Два — один, удовлетворенно подумал я после того разговора. Ведь святой отец на моей стороне.
Но прошло какое-то время, и я решил, что никто из нас троих не прав в отношении этих «нищих». Сестра и ее сторонники дают таким людям деньги, при этом как бы откупаются от их проблем. Более того, своим подаянием провоцируют уверенность у попрошаек в том, что так можно существовать и дальше. Но при этом дающие милостыню не учитывают, что тем самым укорачивают жизнь любителям спиртного.
Критически отнесся впоследствии я и к позиции своих сторонников. Мы ведь тоже бросаем пропащих людей на произвол судьбы. А ведь могли попробовать вмешаться, предложить по-иному взглянуть на свою жизнь.
Рискну поспорить и со священником. Ведь у храма стоят люди с больной душой. И кому, как ни пастырю, ее лечить. Пусть позовет их в церковь, поговорит о проблемах, поможет найти утешение. Ведь Иисус Христос говорил: «Придите ко Мне, все труждащиеся и обремененные, и Я успокою вас…». Легче позвать милиционера, и — ату лженищего!, чем проявить заботу о его судьбе.
У церкви я иногда встречал инвалида-попрошайку без обеих ног. Тот всем говорил, что в его положении только и остается пить вино, чтобы почувствовать себя счастливым. И тогда я припомнил слова бедного самодеятельного артиста, который показывал чудеса акробатики в известной телевизионной передаче «Минута славы». Этот инвалид сказал, что тоже, возможно, пошел бы по пути выпивох, но встретился ему в жизни человек, который убедил, что поиск счастья возможен в любой, даже самой трудной ситуации.
Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»