Обвинение: экспертиза ФСБ не доказывает, что взорванная в 2008 году бомба была собрана не в Витебске
Экспертиза ФСБ по следам пыльцы не доказывает, что бомба 2008 года собрана не в Витебске, заявил сегодня в ходе прений гособвинитель Алексей Стук, сообщает БЕЛТА.
Прокурор напомнил об экспертизе ФСБ, которая по пыльце растений определила регион, где могла быть сделана бомба. Регион включал ряд стран Восточной Европы и их отдельных областей. Например, Литву, часть Польши и Украины, часть Беларуси.
«Действительно, город Витебск не попадает в заштрихованную зону», — отметил прокурор. Но, по его заявлению, выводы экспертизы не совсем корректны. Ведь на экспертизу в Москву отправлялся только бумажный контейнер, в котором были поражающие элементы бомбы. «И вот эксперты нам подтвердили, в каком регионе была изготовлена бумага», — подчеркнул Алексей Стук. Он пояснил, что это совсем не говорит о том, что бомба была сделана там же, где и бумага.
Алексей Стук также отметил, что отпечатки пальцев Дмитрия Коновалова были обнаружены на компонентах уцелевшей в 2008 году бомбы. Эксперты установили, что в 2008 году сработавшая и несработавшая бомбы были аналогичными. В частности, использовались одинаковые самодельные детонаторы и заряды взрывчатых веществ. Изолента, использованная при сборке этих устройств, ранее была из одного мотка.
На следствии эксперт предположил, что электрические детонаторы могли изготовляться разными людьми, так как провода скручены немного по-разному. То же самое можно сказать о пайках. Прокурор отметил, что это не исключает и другого варианта: электрическая цепь собиралась одним человеком, но в разных условиях.
Кроме того, прокурор напомнил, что лампочка, бывшая элементом электродетонатора неразорвавшейся в 2008 году бомбы, и несколько лампочек из подвала Коновалова имеют общую родовую принадлежность. Также в подвале был найден самодельный электродетонатор, элементами которого была лампочка и триперекись ацетона, как и в бомбе, найденной у стелы «Минск — город-герой».
Коновалов и на следствии, и на суде признал вину по эпизоду 2008 года. Алексей Стук обратил внимание на то, что с начала 2000-х годов Коновалов совершенствовал свои навыки во взрывном деле. В том числе он научился синтезировать взрывчатку, плавить тротил, собирать электродетонаторы.
Алексей Стук обратил внимание и на тот факт, что длительное время Коновалову удавалось не сдавать отпечатки пальцев. Дактилоскопия была проведена лишь незадолго до взрыва в метро — 9 апреля 2011 года.