Неучтенная... жизнь
Я буквально содрогнулся, ведь рядом был домашний любимец, спаниель по кличке Малыш. Ему уже без малого 16 лет — почтенный для собаки возраст. Несмотря на годы — жизнерадостен и подвижен, а еще очень любит бывать на даче и ходить в лес за грибами. Представить его в руках неизвестных живодеров — другого слова не подберешь — выше моих сил.
По данным государственного производственного объединения «Минское городское жилищное хозяйство», в столице официально зарегистрировано около 15 тысяч собак. Уверен, неучтенных раза в два-три больше. Поэтому серьезная сегодня проблема — бездомные животные. Бродячих псов отлавливают, но меньше их не становится.
Считается жестоким усыпить ставшее ненужным животное, но бросить его подальше от дома и убаюкать свою совесть призрачной надеждой, что его подберут — это в порядке вещей. Как игрушку для ребенка берут собак на дачный период, а осенью, уезжая в город, оставляют в опустевших поселках. И это конкретные факты, которые могу подтвердить лично. В нашем садовом товариществе «Пралескі» уже сейчас несколько четвероногих с ошейниками мечутся в поисках вдруг исчезнувших хозяев. Сосед по даче рассказал, как в прошлом году нашел собаку в лесу, привязанную к дереву проволокой. Вероятно, чтобы не вернулась…
Думаю, административными мерами здесь не обойтись. Во многих странах мира, даже в соседней России, существует уголовная ответственность за жестокое обращение с животными. С 2001 года разрабатывается соответствующий законопроект и в нашей республике. Он несколько раз даже рассматривался парламентом, но в 2008 году вновь был положен под сукно. Правда, сейчас к документу «Об обращении с животными» вернулись. Уверен, что для многих граждан он станет одним из самых резонансных.
На мой взгляд, в нем необходимо закрепить основной принцип, согласно которому просто так отказаться от собаки будет невозможно без передачи ее другому владельцу. Стоит еще раз поднять вопрос о целесообразности создания единого реестра домашних животных и, по образцу развитых европейских стран, ввести систему их обязательного чипирования. Тогда хозяина найти будет проще простого.
Необходимо предусмотреть и механизм создания приютов для животных. У нас же пока есть лишь пункты отлова и временного содержания. Например, в столице — это только ГП «Фауна города», где животное может находиться пять суток, а затем пойдет по известному печальному маршруту. А как расходуется ежемесячный налог на собаку, который составляет от 20 до 60 тысяч рублей? Думаю, это интересно не только мне.
Ставшую крылатой фразу Антуана де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» знают практически все, вот только следовать ей желает далеко не каждый.
Александр ШЕВКО, «БН»