С педалью тормоза не шутят

Источник материала:  
О пешеходах

Люблю машины, люблю их водить, ездить на работу или просто кататься. Когда не получается сесть за руль несколько дней — начинается ломка. Капитан Джек–Воробей в фильме «Пираты Карибского моря» говорит: «Корабль — это не просто палуба, мачта и паруса. Это свобода!» То же самое можно сказать и о машине: это не просто салон, колеса и двигатель. Это свобода!


Но в последнее время не могу отделаться от одного очень навязчивого чувства, по поводу которого, возможно, стоит обратиться к психиатру. Меня волнует педаль тормоза... Волнует процесс ее нажатия и процесс замедления движения машины. Особенно при торможении перед переходящими дорогу детьми. Волнует то, что я сам, моя машина и особенно педаль тормоза отвечают за жизнь идущих по переходу людей.


Как человек, много лет увлекающийся психиатрией, я знаю о периодических приступах страха и даже паники у переживающих стресс водителей. Особенно у женщин во время осенней и позднезимней депрессии. Но у меня совсем другой случай. Я не лихачу на дороге, но и не отличаюсь спокойной и терпеливой манерой вождения. Тут проблема моральная и даже духовная. Окружающая техника все больше награждает нас необыкновенными возможностями и чертами. Я, смертный и несовершенный человек, живущий в мегаполисе среди множества других людей, еду в своей машине и вместе со своей педалью тормоза решаю, жить или не жить многим людям, переходящим дорогу. Странное и непривычное чувство, с которым у меня нет опыта уживания. Я и раньше отвечал за других людей, за их благосостояние и здоровье; горжусь, что три человека продолжают жить на этом свете только благодаря мне. Но, пока еду по Минску, я отвечаю за жизни сотен, и каждая моя уравновешенная и спокойная поездка спасает многие жизни. Может, это невроз, но я чувствую большую и тяжелую моральную ответственность.


Когда–то в ДОСААФ учили, что отвлечение внимания хотя бы на 1,5 секунды грозит потерей контроля за ситуацией на дороге. Но все мы за рулем переключаем магнитолы, болтаем по мобильному телефону, общаемся с пассажирами, отвлекаемся на придорожные объекты (и особенно на девушек!), дергаемся на нервные сигналы соседних машин, в конце концов, может просто зачесаться коленка или локоть. А первые часы темноты, когда фары встречных машин ослепляют настолько, что тротуара около перехода вообще не видно и, соответственно, не заметно, подошел к нему кто–то или нет. А прибавьте сюда мелкий дождь, брызги из–под колес обгоняющего джипа или тянущегося грузовика — получается гремучая смесь неблагоприятных для жизни пешеходов условий.


Кстати, в автошколе была поговорка: «Сядешь за руль — начнешь ненавидеть пешеходов!» И у нее есть основания. Как можно резко остановить машину на скорости 60 км в час в дождливую погоду перед внезапно вышедшим из–за дерева пешеходом?! А этот пешеход даже не смотрит в твою сторону, болтает по телефону и спокойно переходит дорогу! Он был на волоске от смерти, а я его спас. Но он об этом даже не узнает. Один мой друг, известный фотохудожник Олег Белоусов, который живет в Гомеле, называет Минск «городом непуганых пешеходов»! И на самом деле, в Гомеле и других городах нашей Беларуси пешеходы ведут себя более осторожно.


Но вернемся к педали тормоза. С точки зрения христианской морали (а все мы носители христианской морали, даже если являемся убежденными атеистами) решать чужую участь — огромный грех и кощунство. Современная техника дала нам комфорт и большие возможности, но она от природы ненравственна, машина не различает добро и зло. Она наделяет нас сверхфункциями, но не учит, как нести такую духовную ношу. Может, стоит в автошколах вводить этику? А пока тысячи машин будут тормозить перед пешеходными переходами, педаль бога будет работать, но иногда давать сбои, потому что далеко не боги жмут на эту педаль.

Автор публикации: Дмитрий СОСНОВСКИЙ

←В ночь с 3 на 4 ноября на белорусско-польской границе будет примерно четырехчасовой перерыв в пограничном оформлении

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика