Тупик ищет выход
Жизнь выгонощанцев неразрывно связана с озерами и лесом... |
В деревне Выгонощи Ивацевичского района я хотела побывать давно. Год назад пыталась туда добраться по дороге через болото из деревни Раздяловичи Ганцевичского района. Однако 4 километра непролазной трясины между двумя районами Брестчины заставили повернуть обратно. На днях, сделав порядочный крюк, заехала со стороны Телехан. Добравшись, поняла, почему люди называют это место тупиковым. Дорога, минуя села Выгонощи и Бобровичи, упирается в озера — Бобровичское и Выгонощанское. Здесь — центр заказника, филиала Национального парка «Беловежская пуща». И от него до Барановичей простираются богатейшие леса и практически непроходимые болота. Тупик — самый что ни на есть...
Между озером и лесом
Жизнь выгонощанцев неразрывно связана с озерами и лесом. Подъезжая к деревне по дороге, бегущей вдоль еще одной местной достопримечательности — канала Огинского, я вспоминала своеобразную «классификацию», услышанную когда–то от пожилой жительницы дальнего полесского хутора. «Туточки поляне живут, — рассказывала мне бабушка, — там — полешуки, а в той стороне — лесуны...». Территория последних, по мнению хуторянки, находилась как раз в стороне Выгонощанского озера. Настоящие заповедные места...
— Наше озеро как раз на границе двух водоразделов: Черноморского и Балтийского. Мы, как цари, сидим на вершине и управляем водными потоками. От нас на лодочке и в Черное море можно уплыть, и в Балтийское... — шутит председатель Выгонощанского сельисполкома Трофим Демянчик. — Вроде тупик тупиком, а гостей есть чем удивить.
Тут председатель прав на все 100 процентов. Люди здесь своеобразные — работящие, молчаливые, основательные. Охотники да рыболовы — в каждой семье.
В деревне даже собственный змеелов имеется. Пенсионер Михаил Саутин ядовитых змей по окрестным лесам с 15 лет добывает. Раньше сдавал их во Фрунзенский серпентарий. Его представители каждый год приезжали в Ивацевичский район за ценным лекарственным сырьем — змеиным ядом. После развала СССР змей скупали прибалтийские фирмы. И нынче их работники изредка посещают берега Выгонощанского озера.
— Да я уже почти не хожу за змеями, — скромничает пенсионер, владеющий уникальным ремеслом. — Возраст не тот. А бывало, что и по 70 гадюк за день ловил. Сейчас если только к кому в дом уж заберется, меня зовут. С гадюками же больше дела не имею. Хожу в лес только за клюквой...
Выгонощи на две половинки делит канал Огинского — ровный, точно под линейку проведенный. Один берег с другим связывают восемь деревянных мостиков. Вот уже год канал чистят, а вместе с этим меняют самодельную кладку на основательную. Спрашиваю у командированных в Выгонощи рабочих, покрывающих мостки антисептическим составом от гнили:
— Нравится в деревне?
— А то, — отвечают шутливо. — Очень нравится. Знаете, сколько тут одиноких женщин живет?
Земное притяжение
В общем, каждый свое здесь ищет. И главное — находит. Соседние Бобровичи облюбовали не так давно зажиточные жители Бреста и Минска. Скупают они здесь участки земли, на которых сельсовет разобрал ветхие и заброшенные дома, и строят большие и красивые усадьбы. Кто решил на берегу заповедного озера годы на пенсии провести, а кто и агротуризмом заняться. Для местных и то и другое — хорошо. Приезжие — это верный плюс к бюджету, а значит, благоустроенная дорога, новые мостки и многие другие удобства. Уже сейчас в Бобровичах с населением 53 человека продано 24 участка.
Кстати, в Выгонощи и Бобровичи приезжают не только командированные да покупатели земли. Со всей Беларуси едут сюда рыбаки — ловить щуку, карпа, амура и карася. Наведываются охотники из Европы — подстеречь рогатого лося или свирепого кабана. Стремятся сюда также ученые, экологи, фотографы–анималисты в надежде ближе и подробнее рассмотреть и запечатлеть на фото уникальных пернатых обитателей заказника: черного аиста, орлана–белохвоста, змееяда, бородатую неясыть. Историков же привлекают сохранившиеся со времен Первой мировой войны фортификационные сооружения — линия фронта проходила по двум берегам Огинского канала, прямо через Выгонощи. Только на территории сельсовета остались стоять 18 немецких дотов.
Щедрые дары
Летом спешат на берега двух озер представители частных заготконтор за грибами, черникой и клюквой. Заготовка лесных даров позволяет местным жителям в сезон наполнить семейный бюджет. В нынешнем году, к примеру, клюква в цене здорово «играет» — стоимость килограмма растет ежедневно. Кстати, верный признак «клюквенного» времени — пустые улицы деревни. Стар и млад, все, кто не занят на местном сельхозпредприятии, в лесхозе или охотничьем хозяйстве, трудятся с самого раннего утра на клюкве в болоте.
— Бывало и до пары десятков килограммов ягоды могла вынести за день с болота, — вспоминает Раиса Переходько, старожил Бобровичей. — Сейчас силы уже не те, но за ягодой все равно ходила. Спасибо, в этом году нам через озеро перевоз организовали. Да вы посмотрите только, какая клюква у нас, — крупная, сочная. Всем ягодам ягода.
Перевоз людей на катерах через Бобровичское озеро к местам сбора клюквы организовали в этом году впервые. Катера и работники — лесоохотничьего хозяйства «Выгоновское», филиала Национального парка «Беловежская пуща». Его начальник Владимир Загоровский объясняет инициативу:
— Раньше многие через озеро на собственных веслах добирались, на моторках, резиновых лодках. Бывали и ЧП. А сейчас и собирателям ягод удобно, и нам. Только на перевозке в этом году хозяйство заработало около 18 миллионов рублей.
А еще «Выгоновское» ведет на озерах промысловый лов рыбы и поставляет продукцию в магазины области, организует рыбалку и охоту для приезжих. В открывшемся недавно охотничьем сезоне планируется к отстрелу 40 лосей, более 200 кабанов, 40 косуль, 20 оленей...
Сейчас на берегу Выгонощанского озера ремонтируется Дом рыбака. После окончания работ здесь можно будет проводить международные состязания по рыбалке. Туристов ожидает и прогулочный теплоход «Полонез».
Так и живут «тупиковые» Выгонощи и Бобровичи. Встречают и провожают гостей. Работают. Растят детей и внуков. И мечтают о том, что когда–нибудь 4 километра заброшенного пути через болота свяжут их, наконец, с железной дорогой и позволят навсегда забыть слово «тупик».
Фото автора.
Автор публикации: Татьяна ГРИНКЕВИЧ