Заложником несогласованной работы министерств и ведомств стал Лидский завод по производству автобусов.
Заложником несогласованной работы министерств и ведомств стал Лидский завод по производству автобусов.
Рассказывает Маргарита Ушкевич: За последние два года было рассмотрено несколько вариантов выхода завода из кризиса. Вначале лидские автобусы предлагалось скооперировать с Минским автомобильным заводом, через год новое решение - включить его в состав Лидсельмаша. Буквально через два месяца новая мера - передать в состав холдинга "Белкоммунмаш". Сегодня предприятие по-прежнему относится к Военно-промышленному комитету, хотя давно прошло конверсию и выпускает только автобусы.
(Александр Солонинко, заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Республики Беларусь: "Мы специализируемся на торговле техникой специального назначения, продукцией для создания обороноспособности. Технологии здесь предназначены для крупногабаритных металлоконструкций, это автобусы, троллейбусы".)
По сути, завод предоставлен самому себе и без должной координации попросту обрастает долгами. Закредитованность достигает 40 миллиардов рублей. Банки не могут выдавать кредиты без гарантий, а завод не может выполнить заказ. Чехарда с передачей завода попросту привела его в тупик.
(Сергей Ровнейко, председатель Комитета госконтроля Гродненской области: "Стратегическая задача - определить дальнейшую судьбу на перспективу, в том числе обеспечить принятие указа, которое планировалось в начале года".)
Согласно указу, Лидский завод должен войти в состав холдинга "Белкоммунмаш". Кстати, сейчас коммунальные машиностроители ведут переговоры по привлечению швейцарского инвестора и опасаются, что новое бремя его может попросту отпугнуть. Однако отбиваться от смежного производства не спешат.
(Сергей Афанасьев, первый заместитель генерального директора ОАО "Белкоммунмаш": "Отбиваться не будем, рассматриваем вопрос о кооперации, они уже производили для нас оснастку для троллейбусов".)
Между тем, завод имеет не только внутренние, но и внешние заказы. В Лиде первыми в республике освоили выпуск школьного автобуса, который актуален в перевозке детей на занятия из деревень. Кстати, его производство связано с целым рядом предприятий республики. Первая партия новых автобусов уже раскуплена.
(Анатолий Маникало, директор ОАО "Лидские автобусы": "Участвуем в тендерах России, Украины, Армении, Азербайджана. Автобус-школьник интересен всем, и не только в СНГ, он сделан под стандарт".)
На заводе думают о том, как не утратить эти наработки, не потерять то, что с таким трудом удалось запустить. Рабочие не спешат разбегаться, но ждут конкретного ответа на вопрос "что дальше"? Все они готовы работать, а не смотреть, как приходит в запустение неплохая производственная база.
(Геннадий Ольшанец, сварщик ОАО "Лидские автобусы": "Я не хочу, чтобы наш завод очутился в таком состоянии, чтобы все поросло бурьяном".)