Алексей Шедько всегда на плаву
Актер Алексей Шедько сменил минские подмостки на сцену Московского академического художественного театра имени Горького. От перестановки слагаемых сумма изменилась, в том числе и гонорара. Но от родины актер не оторвался. На днях побывал в Беларуси, чтобы поучаствовать в съемках программы «Звездный ринг» Столичного телевидения. С этого сезона на «ринге» меняются правила. Отныне друг с другом будут бороться известный артист и молодая команда. Кто сильнее — Шедько или конкурировавшая с ним брестская группа «Байки.By», мы узнаем в эфире в ноябре. А с Алексеем мы поговорили о театре, ностальгии и о том, как найти общий язык с женой.
— Почему вы согласились участвовать в проекте «Звездный ринг»?
— Потому что 5 моих песен прозвучат в эфире белорусского телевидения. Кроме того, запись появится в интернете. Отказываться от такого пиара глупо.
— А в музыке вообще можно соревноваться?
— Нет, конечно. Искусство не предполагает состязаний. Есть артисты, а есть те, кто думают, что таковыми являются.
— Что изменилось в вашей жизни за два года с момента переезда в Москву?
— Во–первых, я постарел. Во–вторых, попал в совершенно другую среду. В минском театре проработал 18 сезонов — с 1991 года, поэтому мне трудно было приспособиться к новым людям в Москве. Не секрет, что там огромная конкуренция, все гораздо жестче. За спиной стоят тысячи артистов, которые считают себя более достойными играть на подмостках МХАТа.
— А как вы держитесь?
— Я — талантливый. Меня приняли в труппу после 15 минут просмотра. Но если даже тебя взяли в команду, это не значит, что ты в ней удержишься. Мне долго пришлось доказывать, что я что–то умею — не хуже остальных.
— Актера МХАТа узнают на улицах?
— Многие мои коллеги, чтобы реализоваться, снимаются еще и в кино. Только после этого тебя начинают узнавать. Но считается, что актер МХАТа не должен светиться в сериалах — это дурной тон. А то кино, которое сейчас делают в России, безобразного качества — практически все, за редким исключением.
— Хорошие фильмы назовете?
— «Стиляги» мне понравились.
— Негусто.
— Я по первому образованию актер. И мне нравится работать именно в театре. Кино нынешнее не нравится. Режиссеры теперь занимаются не искусством, а отмыванием денег, продюсерскими заморочками. Им зачастую важен не результат, а раздел «бабла». Если я буду нищенствовать и нечем станет прокормить себя и семью, тогда займусь поиском сериальных ролей. Но мне этого не хочется делать. Думаю, что и не придется идти на компромиссы с совестью. Хотя несколько раз снимался в кино. Из последнего: на ТВЦ проходила картина «Вторая ошибка сапера», на НТВ совсем недавно показали 4–серийный «Краповый берет», где я играл американского диверсанта, — и после этого стали иногда узнавать на улицах.
— А почему именно вам досталась роль американца?
— Потому что я английский язык знаю. 10 лет назад окончил иняз. Потом совершенствовался постоянно. Дома с женой говорю по–английски. Она работает в представительстве британской организации в Москве. Собственно, из–за нее мы из Минска и переехали.
— Над чем сейчас работаете?
— 1 октября вышел спектакль «Не все коту Масленица» по Островскому, где я играю Ахова. И был успех!
— Что подразумеваете под этим?
— Когда зрители довольны. После спектакля принято выходить на поклон, и вот тогда чувствуется, как настроена публика. Я испытал 1 октября несколько минут счастья. 30 октября будет второй спектакль — «Ромео и Джульетта», где я играю герцога Веронского и произношу в конце знаменитую фразу: «Но нет печальней повести на свете, чем повесть о «Ромео и Джульетте».
— Чем, как вам кажется, отличаются ситуации в культуре в Беларуси и России?
— О России трудно судить в целом. Разница в том, что Беларусь едина — что Могилев, что Минск, относительно один и тот же уровень жизни. А в Москве в пределах третьего кольца — одна жизнь, до МКАД другая, а за МКАД — вообще третья. Что касается театральных дел, то сейчас немало хороших трупп в Саратове, Екатеринбурге, Иркутске. Они приезжали в Москву с шикарными постановками. Вообще в театральном искусстве очень многое зависит не от географического расположения, а от интриг, денег, знакомств. Нельзя приехать молодому таланту в Москву и сразу прославиться, сделав что–то достойное. Не дадут. Его будут держать за барьером, чтобы не высовывался. В театре приходится выживать независимо от своих способностей. Так везде, и в Лондоне тоже: знаю не понаслышке, был там последний раз в 2007 году в Шекспировском театре.
— Музыка и театр для вас в творческом плане равны?
— Я артист. Это все вместе — и музыкант, и актер. Последний сезон был в основном в театре занят, он отбирал у меня все время. Не занимался музыкой, некогда было. А теперь вновь возьмусь за гитару. К счастью, мне сейчас не нужно думать о хлебе насущном, могу себе позволить жить творчеством. Получаю авторские в театрах за свои постановки, за песни в фильмах, мультфильмах. А на днях предложили поучаствовать в мюзикле.
— Мюзикл, наверное, ваша мечта?
— Да! Здесь можно проявить себя не только как вокалист, но и как актер.
— А в Минск собираетесь возвращаться?
— Не знаю. У меня судьба такая — странника. Я не предполагал, что на своей машине буду стоять в пробке на Тверской. А это вдруг случилось! Хотя и не стремился уезжать из Минска. Это произошло помимо моей воли. И не могу сказать, что московская жизнь меня удовлетворяет, не скажу, что там лучше. Даже — хуже. Этот город не приспособлен для человеческого существования. Зато там творческая жизнь более активная. А жить в Москве трудно: все дорого, все тебя обманывают, «обувают», нужно держать ухо востро. Но я Москву люблю, это не чужой для меня город, там много родственников, мои предки оттуда.
— Мне показалось, вы чувствуете себя настолько самодостаточным, что, наверное, и не на кого вам уже равняться...
— Я не хочу быть похожим на кого–то. Но тяготею к людям, которые честно относятся к своей профессии, не халтурят. Которые независимо от обстоятельств делают свое дело.
— Таких много!
— В театре не слишком много. Я не понимаю, как можно докуривать сигарету возле туалета и выбегать играть — за 2 минуты до представления...
— В Минске накануне прошел съезд Союза писателей. А вы с книгой дружите?
— С удовольствием прочел недавно «Бесов» Достоевского. Специально выделил на это время во время отпуска: сидел на даче под Москвой в Салтыковке и наслаждался книгой, которую, признаюсь, прочел впервые. В школе за нее не брался. Считаю, что людям в 17 лет читать Достоевского вредно. Это настолько глубокая литература, что молодые мозги не так могут понять то, что хотел донести писатель. Очень люблю Стейнбека. У него все гениально, потому что современно.
— Как думаете, ваше творчество кому–то кроме вас нужно или творите в первую очередь для себя?
— Все альбомы пишу для себя, не для того, чтобы деньги заработать. Они никогда хорошо не продавались. Жанр у меня такой — немодный. А творческая судьба так складывалась, что все шло медленно, но я никогда не тонул, всегда держался на плаву. Моя лодка медленно идет по спокойной реке.
Автор публикации: Виктор КОРБУТ
Фото: Виталий ГИЛЬ