СТРАХФОРДШИРСКИЙ ТЕРЬЕР

Источник материала:  
СТРАХФОРДШИРСКИЙ ТЕРЬЕР

А эта странная фраза: «Собака друг человека» — странная, если не сказать больше...
Из кинофильма «Бриллиантовая рука»
В Беларуси решается вопрос о введении уголовной ответственности за жестокое обращение с животными. Разработчики законопроекта признаются, что получают многочисленные отзывы как от защитников животных, так и от тех людей, которые сами иногда нуждаются в защите от братьев наших меньших, а точнее, от их недобросовестных владельцев. Можем ли мы защититься от агрессивного животного? И стоит ли запретить держать в наших квартирах, к примеру, собак опасных пород? На эту тему дискутируют главный редактор журнала «Беларуская думка» Вадим Гигин и редактор отдела творческих проектов газеты «7 дней» Елена Еловик.
Еловик: Я — за то, чтобы запретить содержание в квартирах многоэтажек собак опасных пород. Наши граждане гуляют с этими «симпатичными монстриками» разных пород и размеров без намордников, без поводков там, где прохаживаются люди и дети в том числе. Хозяева часто ведут себя абсолютно по-хамски. Попробуй сделать им замечание — столько интересного о себе узнаешь! Хозяин оказывается порой еще более злым, чем его питомец. Я такому даже болонку запретила бы у себя держать!
В свое время перестала бегать в близлежащем парке после того, как собачка чуть не прыгнула на меня. И хоть хозяин клялся-божился, что она со мной просто «заигрывала», меня это вовсе не успокоило. Со спортом я «завязала».
Гигин: На меня тоже во время бега собака набросилась, и в итоге я ногу подвернул…
Еловик: Вот видите, выходит, вы тоже пострадавший… К тому же обратила внимание, что именно хамы и заводят столь серьезных собак. Подобные тандемы вдвойне опасны. Ситуация чуть ли не анекдотическая: «Не бойтесь, моя собака любит гостей. Особенно филейную часть».
Гигин: Не согласен. Вы сами признались, что очень часто в такой экстремальной ситуации виноват не столько пес, сколько сам хозяин. Но это не значит, что собаку нужно делать крайней. Оттого, что за рулем невоспитанный или пьяный водитель, мы же не принимаем радикальное решение — запретить все средства передвижения как таковые. Наказываем нарушителя ПДД штрафом, лишением прав, административным арестом.
Еловик: Не понимаю вашу аналогию между владельцами автомобилей и владельцами собак опасных пород. Если человек совершает ДТП и имеются пострадавшие, возбуждается уголовное дело. А что будет хозяину собаки, покусавшей, к примеру, ребенка? Хорошо, если участковый слегка пожурит…
Год назад газета «7 дней» рассказала о случае, происшедшем в Минске. Американский стаффордширский терьер изуродовал лицо 7-летнего мальчика. Ребенок перенес тяжелейшие операции, ему нанесена серьезная психологическая травма. Мать подала жалобу в районную прокуратуру. Оттуда пришел ответ, что по результатам расследования было принято обоснованное решение о… прекращении уголовного дела. И далее в ответе говорилось, что Правила содержания собак и кошек, а также иные нормативные акты не регламентируют порядок содержания собак опасных пород и не определяют, каким образом их владельцы должны обеспечивать безопасность людей. А причинение собакой неизгладимых телесных повреждений сыну, мол, «имело место в результате стечения обстоятельств, приведших к несчастному случаю». А если бы собака загрызла ребенка насмерть? Конечно, родителей не удовлетворила такая отписка. И они решили добиваться справедливости: подали жалобу уже в прокуратуру города. И там-то дело сдвинулось с мертвой точки. Его вернули назад для дальнейших разбирательств. Итог — владелицу «стаффа» оштрафовали на крупную сумму. Но, на мой взгляд, никакие деньги не возместят искалеченную психику ребенка. А сколько у нас случаев, когда хозяева безнаказанно уходят от ответственности?
Гигин: Здесь речь должна идти о формализме конкретных чиновников, а не о несовершенстве законодательной базы. Соответствующую статью в данном случае найти можно и квалифицировать содеянное, к примеру, как хулиганство. И в данном случае я не против того, чтобы собак опасных пород внесли в Гражданский кодекс как средство повышенной опасности… Возьмем, к примеру, немецкую овчарку. Это — замечательная, спокойная, умнейшая собака. Но когда ее выводит выгуливать 8-летняя девочка, то уверен: в случае экстрима эту огромную «массу» она не удержит.
Но опять-таки, здесь надо говорить не о собаках, а о хозяевах. Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери, «мы в ответе за тех, кого приручили». Человек вывел эти породы собак с какими-то определенными целями, и в этих целях они и должны использоваться. Но зачем заявлять, что нужно поголовно уничтожить собак опасной породы?
Еловик: А кто об этом говорит? Я? Вы что, видите во мне «собаконенавистницу»? Докладываю: несколько лет назад у меня была кавказская овчарка, мальчик, назвала его Эмиром. Правда, жил он не в тесной квартире, а в доме, и для него был построен комфортабельный вольер. И я любила его безгранично. Кстати, приобретала своего пса у одного известного заводчика «кавказцев». И он рассказал историю, связанную с «дедом» моего Эмира. Хозяин возвращался домой поздно ночью. Его остановили двое, попросили закурить. Он объяснил, что некурящий. Последовал удар. Человек бросился наутек. Хулиганы — за ним. Он подбежал к калитке и открыл ее. Его любимый Даур тут же выскочил со двора и за одну минуту разобрался «по понятиям»: одного — покалечил, другого — насмерть загрыз… Хозяина, который превысил допустимые меры самообороны, осудили, наказали… Но кому от этого легче? Я же, признаюсь, после такого рассказа долго не могла выстроить правильные отношения со своим Эмиром, с собакой, которая признает, по сути, только одного хозяина.
Конечно, в каждом конкретном случае нужно разбираться. Вспомнилась в связи с этим такая поучительная история. Молодожены завели собаку опасной породы. Та быстро стала домашней любимицей. Но вскоре у молодой семьи родился сын. И собака, как показалось родителям, стала вести себя очень странно. Видимо, приревновала к малышу, который теперь вместо нее стал «центром вселенной». Как-то раз отец зашел в дом и видит, что дверь в комнату малыша открыта, а оттуда выбегает окровавленный пес с сумасшедшим взглядом и мчится во двор. Хозяин тут же схватил ружье и выстрелили вослед убегающему псу. Тот замертво упал. Обезумевший родитель, предвидя страшную картинку, забежал в комнату малыша. И увидел: кроха спит спокойным сном, а перед кроваткой лежит мертвая, загрызенная его верным четвероногим другом змея…
Гигин: Трогательная и поучительная история. Наверное, нужно исходить из того, что современный город — экстремальная экосистема для любого животного, в том числе и для собак, особенно крупных. Их просто нельзя содержать в квартирах. Даже опытные собачники не всегда способны предугадать или предотвратить момент, когда у пса «сорвет» психику. А сколько идиотов, которые ради собственных понтов покупают в дом не только собак, но и крокодилов, тигров?! Считаю, что государство должно ввести строгие нормы, касающиеся содержания животных в доме. И человек должен знать, что корову или козу на балконе держать нельзя, что нельзя заводить по сто двадцать котов и превращать жилье в питомник.
Знаю случай, когда добрая женщина с Могилевщины купила детям пару хомячков. Естественно, приплод у хомяков довольно приличный. Чтобы не топить и не продавать, она их выпускала в лес. В результате в лесном массиве образовалась популяция хомяков…
Кстати, мы должны напомнить читателям о том, что в Беларуси, по новому Кодексу об административных правонарушениях, за нарушение правил содержания и выгула собак и кошек может быть предусмотрен штраф до 300 тысяч белорусских рублей. Это также касается выгула собаки без намордника и поводка. Кроме этого, согласно существующему законодательству, собак можно выгуливать только на коротком поводке и в наморднике, за исключением собак декоративных пород, высота в холке которых не превышает 25 см. Более того, существующие правила обязывают владельцев собак и кошек во время выгула иметь при себе полиэтиленовый мешок и совок для уборки «мусора».
Еловик: Гладко было на бумаге, да забыли про овраги… Поинтересуйтесь, хотя бы один ЖЭС наложил штраф за подобные нарушения? А ведь это очень просто: участковый с раннего утра совместно с представителем ЖЭСа прошелся бы по вверенным территориям и проверил, как исполняется этот закон. Они не только «оправдали» бы свою зарплату, но еще и внесли бы ощутимый вклад в местный бюджет. И другим была бы наука…
Гигин: Я вообще считаю, что ЖЭС как форма организации местного самоуправления устарела. Не может одна организация одновременно выполнять и жилищно-коммунальные функции, и функции административного контроля.
Еловик: Однако вернемся к нашим баранам. Мне кажется, город должен быть местом обитания человека, а не джунглями, в которых надо знать повадки зверей и уметь карабкаться по лианам. Проблема решается просто. Каждый владелец собаки опасной породы должен иметь лицензию (свидетельство) на право владения. Нет на руках документа — штраф, в следующий раз — уголовная ответственность. Я разговаривала с белорусскими кинологами, они однозначно утверждают: та же бойцовская собака — это оружие, рано или поздно оно выстрелит. Поэтому нельзя отдавать его в плохие руки.
Ну не можешь прожить без питбультерьера — построй себе загородный дом! Купи дачу! И собаке жить там вольготно, и тебе вольно дышится…
И еще. Считаю, что все собаки должны выгуливаться на поводке. Ведь даже безобидный с виду кокер-спаниель при случае может укусить, причем неслабо. Мы любим часто приводить в пример Европу. Так вот в той же Германии собака не имеет права гулять без поводка, причем порода не имеет значения. В противном случае — штраф 100 евро. А владелец, не убирающий за собакой, заплатит минимум 80 евро.
Гигин: Раз вы уже вспомнили про Германию, то нужно назвать и суммы налога, которые платят за собак. Так, за «опасные» породы ставка в среднем 50 евро в месяц. Для сравнения: за китайскую хохлатую — 90 евро в год. Между прочим, в Германии запрещен ввоз в страну собак бойцовских пород.
Очень часто наши люди собак охранных и бойцовских пород содержат в закрытых помещениях и на привязи. В результате у собак повышается уровень агрессии к людям. Ну не хватает ума некоторым нашим гражданам понять, что с такими собаками нужно заниматься, дрессировать по специальным методикам и так далее.
Еловик: Так что, нам теперь остается ждать, пока кого-нибудь из высоких чиновников покусают? Может, тогда быстрей у законодателей руки дойдут навести, наконец, порядок?
Гигин: Между прочим, недавний российский проект под названием «О разведении и содержании собак агрессивных пород в Российской Федерации» так и канул в Лету, так и не дошел он до своей логической развязки. А если бы его приняли, то все агрессивные собаки выгуливались бы в специальном ошейнике, на поводке длиной до одного метра, были бы пронумерованы и стерилизованы. Частным лицам запретили бы их разводить.
Еловик: Боюсь, что появись такой проект у нас — его судьба была бы аналогичной. Пока беда нас самих не коснется, списки покалеченных животными людей останутся для нас сухой статистикой.

Вадим Гигин, Елена Еловик
←Спросите у юриста

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика