Когда третий — не лишний

Источник материала:  
Когда третий — не лишний

Со следующего года у граждан и организаций Беларуси появится право выбора: защищать свои права и законные интересы в государственных судах либо же в альтернативных.

Лондонский Международный арбитражный суд, арбитражные суды при торговых палатах в Вене, Париже, Стокгольме и Цюрихе... Все эти широко известные среди юристов структуры не что иное, как третейские суды. В США на их долю приходится около 60 процентов коммерческих споров. Недавно Закон “О третейских судах” принят и в нашей стране. Что же представляет собой этот правовой институт, в чем его преимущества и недостатки? В поисках ответов на эти вопросы корреспондент “НГ” побеседовал с председателем Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству, заместителем председателя общественного объединения “Белорусский республиканский союз юристов”, заслуженным юристом Беларуси Евгением СМИРНОВЫМ.

— Евгений Александрович, Закон “О третейских судах” в начале следующего года вступает в силу. Правительству поручено к тому времени обеспечить меры по развитию и расширению в нашей стране института третейского разбирательства. Что, собственно, он собой представляет?

— Такая форма урегулирования разногласий существовала еще в государствах Древнего Востока, в Древней Греции и Древнем Риме. Причем данный способ разрешения споров был первым, он возник задолго до образования государственных судов.По сути, третейский суд — это альтернатива государственной юстиции. Это суд третьего лица, избранного самими спорящими сторонами, которому они добровольно доверяют вынесение решения по своему делу. И заранее обязуются подчиниться этому решению. Просто в нашей стране третейские суды еще не получили широкого распространения. Наиболее известная на сегодня подобная структура — Международный арбитражный суд при Белорусской торгово-промышленной палате.

— В чем преимущества третейского судопроизводства?

— Прежде всего в его актив следует отнести оперативность, конфиденциальность, возможность выбора сторонами арбитра, отсутствие жестких процессуальных норм. Да и меньшую затратность по сравнению с разрешением споров в государственных судах, а также более оперативное вступление решения в силу.Последнее обстоятельство особенно важно. Лично мне Закон “О третейских судах” именно тем и импонирует, что не позволяет затягивать месяцами, а то и годами исполнение судебных решений. Ведь в государственном судопроизводстве проигравшая сторона может обжаловать судебное решение в судах высшей инстанции, у председателя Верховного Суда и у каждого его заместителя, у Генерального прокурора и у каждого его заместителя... И всякий раз, как правило, исполнение решения приостанавливается на срок до двух месяцев. Представляете, какое поле деятельности открыто для хитроумных адвокатов?В случае же рассмотрения дела третейским судом подобное исключено. Более того, все вышеперечисленные факторы будут стимулировать граждан и субъектов хозяйствования к выбору не государственного, а альтернативного способа разрешения возникшего спора. Как следствие, снизится нагрузка на государственные суды.

— А что можно отнести к недостаткам этой системы?

— Во-первых, ограниченность круга лиц, имеющих право на обжалование решений третейского суда. Кроме того, отсутствие возможности освобождения неимущей стороны от уплаты расходов, связанных с третейским разбирательством.Решение третейского суда не может быть обжаловано в апелляционном, кассационном или надзорном порядках. Наконец, у третейских судов или организаций, при которых они действуют, нет какой-либо ответственности за заведомо неверное или ошибочное решение. И все же я убежден: система третейских судов, оправдавшая себя во многих странах, оправдает себя и в Беларуси.

— Евгений Александрович, а не возникнет ли у определенных деструктивных сил нашего общества желание воспользоваться новой возможностью заявить о себе?

— Не вижу причин для опасений. Регистрация постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, будет осуществляться Министерством юстиции. Постоянно действующий же третейский суд, созданный в качестве обособленного подразделения юридического лица, ставится на учет главным управлением соответствующего облисполкома (или Мингорисполкома). Наконец, заключение третейского соглашения между сторонами не исключает возможности судебной защиты в общем или хозяйственном судах.

— Давайте немного помечтаем. Какой вы видите нашу судебную систему лет, скажем, через десять?

— Субъекты хозяйствования и граждане вступают в сложные гражданско-правовые отношения, те время от времени порождают споры, а споры эти требуют цивилизованного решения. И третейские суды представляют собой инструмент разрешения таких споров оперативно и наименее затратно.К тому же третейский суд изначально настроен на примирение сторон. Если им при этом удастся договориться и решить все свои вопросы, это только к лучшему. Словом, всем должна быть предоставлена свобода выбора: обращаться за защитой своих прав и законных интересов в государственный суд либо же в альтернативный. Думаю, со временем третейские суды станут у нас популярны. Тем более что закон же остается единым для всех.

←“Летний сад” в метро

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика