Накормить сытую корову?
Несмотря на многочисленные рекомендации ученых и специалистов главного аграрного ведомства страны, существенных изменений по улучшению полевого и лугового кормопроизводства в последнее время не заметно. Отрасль уже не один год испытывает недостаток бобовых компонентов в структуре многолетних трав. Не случайно высказываются мнения, чтобы уже со следующего года при подведении итогов республиканского соревнования в растениеводстве учитывать и обеспеченность сельхозпредприятий, районов и областей белком собственного производства. Дело в том, что хозяйства уже научились заготавливать достаточное количество травяных кормов, даже с избытком, но должной отдачи от них не получают. Одна из причин тому — недостаточное, а часто и неудовлетворительное их качество, дефицит отдельных компонентов. По мнению ученых, для улучшения характеристик фуража, снижения дефицита белка, удешевления рациона и увеличения его отдачи необходимо расширить посевы многолетних трав за счет наращивания бобово-злаковых травостоев, кормовой свеклы и других культур.
Вне конкуренции, например, по экономической эффективности производства молока и мяса стоит использование многолетних и бобовых трав. Помню, как в минувшем году в агрокомбинате «Снов» Несвижского района обосновывали рекордный надой на ферме «Сычи»: на полторы тонны кукурузного силоса там заложили по тонне люцернового сенажа. Избыток белка в люцерне полностью покрывал его дефицит в кукурузе. Поэтому дойному стаду выдавали по 250 граммов полноценного комбикорма на килограмм молока. В результате на такой рацион оно отвечало высокой продуктивностью.
Но в этом было еще одно неоспоримое преимущество — расход кормов на килограмм молока оказался почти вдвое ниже, чем в среднем по республике. Этот поучительный пример для его распространения в других хозяйствах на итоговой коллегии Минсельхозпрода приводил Михаил Русый и задавался вопросом: кому непосильна такая технология?
Некоторые могут возразить: не везде растут люцерна и клевер. Но есть еще такие культуры, как донник, например, или эспарцет, который, кстати, называют еще и песчаным клевером.
У многих хозяйств продуктивность дойного стада стабильно составляет 5—6 тысяч килограммов в год и более. Но если до 4—4,5 тысячи килограммовых надоев корову можно кормить по упрощенному рациону, а значит, в какой-то степени она может быть голодной, то для наращивания надоев должна быть сытой. В этом случае требования к качеству кормов существенно изменяются. Не случайно говорят, что голодную корову сможет накормить каждый, а уговорить сытую съесть еще, чтобы увеличить надой, — этим владеют далеко не все. И если учесть, что продуктивность дойного стада процентов на 60 зависит от полноценного кормления, то проблема качества рациона выходит на первое место. Поэтому от структуры кормового поля потом во многом зависят результаты в животноводстве. Не случайно в совместном белорусско-итальянском предприятии «Унибокс» при разработке программы развития животноводства ставку сделали и на производство белковых культур. Здесь начали выращивать люпин, люцерну, где только она растет, подсолнечник на зерно, из которого приготовили нынче пасту и заложили ее на период стойлового содержания, культивируют рапс. После его переработки получают шрот.
— Обеспеченность рациона белком собственного производства составляет у нас 80—85 процентов, — рассказывает консультант СП «Унибокс», кандидат сельскохозяйственных наук Александр Лапотко. — Могли бы иметь и больше, но для высокоудойных коров приходится закупать некоторые компоненты, в том числе и на соевой основе. Нынче, кстати, выращивали и ее. Окончательного решения по этой культуре пока не принято, все «за» и «против» взвесим потом. Но то, что введение в рацион дополнительного количества белка сказалось на увеличении производства молока, очевидно: за три квартала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибавка составила 888 килограммов.
Хронический дефицит белка сегодня испытывают многие. Потребность в нем для всего поголовья в минувшем году, например, составила около 2,5 миллиона тонн. Из этого количества в травяных кормах имелось 1,4 миллиона тонн, а остальное — в концентрированных. Для последнего вида фуража белок поставлялся с зерном кукурузы, зерновых, зернобобовых и рапса. Его дефицит составил около 120 тысяч тонн. Для восполнения пришлось закупать около 700 тысяч тонн шротов, расплачиваясь с поставщиками дефицитной валютой. Так что не случайно эта проблема нынче была озвучена уже на самом высоком уровне. Она требует глубокого анализа, осмысления и, конечно же, реализации. По крайней мере, в первую очередь необходимо сократить импорт. За счет чего? На этот вопрос у ученых уже есть некоторые наработки и предложения. По их мнению, для улучшения качества кормов, снижения дефицита белка, удешевления рационов и сохранения плодородия почв необходимо расширить многолетние травы за счет наращивания бобовых и бобово-злаковых травостоев, сокращения злаковых, увеличения кормовой свеклы и кукурузы на зерно, сократив при этом ее посевы на силос и зеленый корм. А чтобы полностью покрыть потребность в белке для концентрированных кормов к 2013 году, как показывает анализ, необходимо расширить посевы зернобобовых до 435 тысяч гектаров, в том числе гороха — 180 тысяч гектаров, люпина — 180 тысяч, сои в южных районах — до 30 тысяч, вики — до 45 тысяч гектаров.
Кстати, проблема белка характерна не только для нашей страны. При обосновании необходимости принятия союзной программы «Комбикорм» специалисты обнаружили немало недоработок в производстве комбикормов с учетом необеспеченности отрасли белковым сырьем и крайне недостаточной переработкой предприятиями агропромышленного комплекса компонентов вторичных сырьевых ресурсов и отходов пищевой промышленности. По их мнению, потребности комбикормовой промышленности в белковом сырье удовлетворяются примерно на 60—65 процентов, вследствие чего часть зернофуража скармливается скоту в несбалансированном виде. А это в свою очередь влечет перерасход зерна и повышенные нормы расхода фуража на единицу животноводческой продукции. В выпускаемых комбикормах содержится от 65 до 75 процентов зернофуража, в то время как в США на их долю приходится около половины, а в комбикормах Евросоюза — и того меньше — 38—40 процентов. Но при этом привесы животных и надой молока, получаемые на иностранных комбикормах, выше за счет балансирования их различными обогатительными добавками.
Себестоимость продукции во многом зависит от наличия и соотношения в рационе белков и белковых добавок. Приоритет в этом плане принадлежит бобовым культурам. При урожайности зернобобовых 26 центнеров с гектара, а рапса — 22 можно получить достаточное количество сырого протеина, закрывающего дефицит белка в концентрированных кормах. В таком случае придется закупать только белковые добавки нерастительного происхождения.
Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»
КОММЕНТАРИЙ
Первый заместитель генерального директора по науке НПЦ по земледелию НАН Беларуси, доктор сельскохозяйственных наук, профессор Михаил КАДЫРОВ:
— В последние годы хозяйства республики увеличили производство зеленой массы кормов с 64 до 75 миллионов тонн и полностью закрыли потребность в них за счет расширения посевов кукурузы, а также создания сырьевого и зеленого конвейеров из разновременно созревающих видов и сортов многолетних бобовых и злаковых трав. Производится не только необходимое, но и избыточное количество кукурузного силоса — на 3 миллиона тонн, которое заготавливается в поздние сроки уборки. Это приводит к ухудшению его качества. Поэтому следует увеличить производство зерна кукурузы, сократив соответственно площади уборки на силос.
За последние пять лет создано 453 тысячи гектаров культурных многокомпонентных пастбищ с райграсом и белым клевером. Программа перезалужения предусматривает довести их до 600 тысяч гектаров и создать 100 тысяч гектаров раннеспелых травостоев, что закроет потребность в пастбищных кормах. Производству предложена система разновременно созревающих видов и сортов многолетних бобовых и злаковых трав, которые позволяют создать непрерывный зеленый и сырьевой конвейеры, налажено гарантированное производство оригинальных семян, разработаны технологии возделывания.
Проблема решения качества кормов, как известно, многогранна, но наиболее интегрирующее «узкое место» в ней ныне — хронический дефицит белка. При этом нужно иметь в виду: если во время заготовки травяных кормов не выдерживаются показатели качества, не будет в достаточной мере и усвояемого белка. И если устранить этот пробел, то можно решить и вторую проблему — существенно улучшив общее качество фуража, тем самым увеличить надои молока и привесы животных.
Около 80 процентов белка, потребляемого животноводством республики, приходится на животных. В таком случае травяные корма должны быть важнейшим источником его для КРС. Низкое их качество пока покрывается чрезмерным потреблением концентратов и необогащенного зерна колосовых, это удорожает стоимость рационов, что в результате не делает их высокоэффективными.