Комитету госбезопасности предлагают уточнить права и обязанности
13.10.2011 13:28
—
Новости Общества
Комитету госбезопасности предлагают уточнить права и обязанности
В Палату представителей 30 сентября поступил проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон "Об органах государственной безопасности Республики Беларусь". Внес законопроект Совет министров, а его текст опубликован на Национальном правовом портале.
Основные изменения по сравнению с действующим законом об органах госбезопасности, принятым еще в 1997 году, предлагается внести в статьи 14 (права органов госбезопасности) и 16 (условия и пределы применения физической силы, спецсредств и оружия).
В проекте нового документа расширены возможности сотрудников органов госбезопасности при работе не только по уголовным, но и по административным правонарушениям. В частности, предлагается разрешить выносить официальные предупреждения физлицам о недопустимости противоправного поведения "при осуществлении деятельности по профилактике… административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс".
В проекте остался пункт о праве сотрудников госбезопасности "входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств" в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физлиц и организаций при преследовании подозреваемых или при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено преступление. Однако в новой версии нет приписки про "последующее сообщение об этом прокурору в течение двадцати четырех часов".
Оговорено также право изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории страны, документы с признаками подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Беларуси. Кроме того в перечень прав добавлено право на личный обыск задержанных лиц, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и изъятие документов, предметов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами. Добавлено и право производить при проходе на охраняемые объекты органов госбезопасности и при выходе с таких объектов личный досмотр физлиц, досмотр находящихся при них вещей, документов, транспортных средств и провозимых на них вещей.
Статья 14 также дополнена нормой о праве иметь специально оборудованные помещения и использовать их для содержания граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Пока помещений для содержания задержанных за совершение административных правонарушений в органах госбезопасности нет.
Статья об условиях и пределах применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники теперь изложена гораздо подробнее, тогда как прежде просто оговаривалась возможность их применения.
Сейчас предполагается оговорить в законе, что сотрудники органов госбезопасности имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и спецтехнику, "если иными способами выполнение возложенных на них задач не представляется возможным". Причем применению силы должно предшествовать "четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия".
Если избежать применения силы или оружия невозможно, сотрудник органов госбезопасности "обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью и имуществу людей, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи" и незамедлительно доложить об этом непосредственному начальнику. О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы или оружия нужно незамедлительно уведомить прокурора.
Основные изменения по сравнению с действующим законом об органах госбезопасности, принятым еще в 1997 году, предлагается внести в статьи 14 (права органов госбезопасности) и 16 (условия и пределы применения физической силы, спецсредств и оружия).
В проекте нового документа расширены возможности сотрудников органов госбезопасности при работе не только по уголовным, но и по административным правонарушениям. В частности, предлагается разрешить выносить официальные предупреждения физлицам о недопустимости противоправного поведения "при осуществлении деятельности по профилактике… административных правонарушений, по которым органы государственной безопасности наделены правом вести административный процесс".
В проекте остался пункт о праве сотрудников госбезопасности "входить беспрепятственно, при необходимости с повреждением запирающих устройств" в любое время суток в жилые помещения или иные законные владения физлиц и организаций при преследовании подозреваемых или при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено преступление. Однако в новой версии нет приписки про "последующее сообщение об этом прокурору в течение двадцати четырех часов".
Оговорено также право изымать имущество и предметы, запрещенные к обороту на территории страны, документы с признаками подделки, информационную продукцию, содержащую призывы к экстремистской деятельности, и принимать по ним решения в соответствии с законодательством Беларуси. Кроме того в перечень прав добавлено право на личный обыск задержанных лиц, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств и изъятие документов, предметов и вещей, которые могут являться вещественными доказательствами. Добавлено и право производить при проходе на охраняемые объекты органов госбезопасности и при выходе с таких объектов личный досмотр физлиц, досмотр находящихся при них вещей, документов, транспортных средств и провозимых на них вещей.
Статья 14 также дополнена нормой о праве иметь специально оборудованные помещения и использовать их для содержания граждан в случаях, предусмотренных законодательством. Пока помещений для содержания задержанных за совершение административных правонарушений в органах госбезопасности нет.
Статья об условиях и пределах применения физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники теперь изложена гораздо подробнее, тогда как прежде просто оговаривалась возможность их применения.
Сейчас предполагается оговорить в законе, что сотрудники органов госбезопасности имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и спецтехнику, "если иными способами выполнение возложенных на них задач не представляется возможным". Причем применению силы должно предшествовать "четко выраженное и очевидное для лица, против которого они могут быть применены, предупреждение о намерении их применить, за исключением случаев, когда промедление в их применении создаст непосредственную опасность для жизни людей или может повлечь иные тяжкие последствия".
Если избежать применения силы или оружия невозможно, сотрудник органов госбезопасности "обязан стремиться причинить наименьший вред жизни, здоровью и имуществу людей, а также принять меры по немедленному оказанию пострадавшим медицинской и иной необходимой помощи" и незамедлительно доложить об этом непосредственному начальнику. О ранении или смерти лица вследствие применения физической силы или оружия нужно незамедлительно уведомить прокурора.