Гродненский список от Кристофа Вайля
За время совместного сотрудничества германской стороне была передана не одна тысяча документов на немецких военнопленных, осужденных в Беларуси. В свою очередь бундесархив передал представителям нашей страны материалы на советских граждан, угнанных на принудительные работы в Германию, а также документы, разоблачающие действия фашистской группы армии «Центр» на белорусской земле.
Примерно два года назад в местной прессе были опубликованы списки уроженцев Гродненской области, погибших в фашистских концлагерях. Откликнулись родственники 44 человек, чьи имена были внесены в списки. В минувшую субботу в Гродненском облисполкоме родным погибших были переданы документы, указывающие время смерти и место захоронения их родственников, а также фотоснимки братских могил, маршруты проезда к месту захоронения. К тому же посольство Германии выразило готовность бесплатно открыть визы всем близким погибших, изъявившим желание посетить места захоронений.
Вручая родным погибших папки с документами, Чрезвычайный и Полномочный Посол ФРГ в Республике Беларусь Кристоф Вайль отметил: «С чувством глубокого стыда мы преклоняем головы перед теми, кто подвергся пыткам, кого убивали в концлагерях. Каждый человек имеет право на свою судьбу. Но, к сожалению, судьбы людские были разрушены самой кровопролитной и бессмысленной войной». Он выразил глубокую признательность объединению «Саксонские мемориалы» и КГБ Беларуси за самоотверженную и нужную работу, которая позволяет выяснить судьбы многих тысяч военнослужащих.
В свою очередь представитель объединения «Саксонские мемориалы» Александр Харитонов сообщил присутствующим, что в немецком плену во время войны побывало около пяти миллионов красноармейцев. Два с половиной миллиона так и не вернулись домой. Из трех миллионов плененных немецких солдат и офицеров погибли 400 тысяч. Он передал белорусской стороне первый том книги «Захоронения советских граждан на территории Саксонии» и добавил, что работа над проектом продолжается. Чтобы найти и описать все захоронения, понадобится еще не один том.
— Наша семья в Первую мировую войну вместе с некоторыми другими жителями деревни Обухово Гродненского района бежала от фронта в Россию. Добрались до города Пензы и несколько лет жили там, — рассказывает племянник бывшего военнопленного Александра Слизевича Василий Слизевич. — Через некоторое время вернулись обратно на родину. А брат отца Александр остался в России, стал военным. До сентября 1939 года Западная Белоруссия принадлежала Польше. Поэтому к нам он никогда не приезжал. Накануне войны Александр прислал письмо. В нем сообщил, что был репрессирован, а потом — реабилитирован. Служил начальником штаба дивизии где-то под Ковелем на Украине. После этого его следы потерялись. Как стало теперь известно из архивных документов, в августе 1941-го он был пленен. Вначале находился в лагере для военнопленных в Польше, а позже — переведен в Германию. Трудился на подземных работах. Погиб в мае 1944 года в результате обрушения шахты.
Василий Самуилович добавил, что после того как стало известно о трагической судьбе дяди, хотелось бы найти кого-нибудь из его семьи, если есть таковые. За помощью он намерен обратиться на телевидение на передачу «Жди меня».
По словам жителя областного центра Евгения Анисько, до войны они жили в деревне Кошевники близ Гродно. Отец Болеслав Карлович не был военнообязанным, поскольку являлся инвалидом — еще в детстве повредил три пальца на руке соломорезкой. Перед самой войной его забрали на строительство оборонительных укреплений. В первые же дни боевых действий оказался в плену. На отце, так же как и на других рабочих, была военная форма, поэтому он и оказался среди военнопленных. После войны пришло известие, что он умер от истощения. Только теперь удалось узнать точную дату его смерти и место захоронения. Евгений Болеславович мечтает побывать на могиле отца в Австрии.
— Перечень имен белорусских военнопленных, выявленных исследователями в архивах Беларуси, России и Украины, был в свое время размещен на сайте КГБ, а также в республиканской и региональной прессе, — поясняет заместитель начальника центра информации и общественных связей Комитета госбезопасности Артур Стрех. — Те, кто нашел в этих списках родные имена, смогли связаться с центральным архивом Комитета, чтобы получить копии документов. Те, кто не успел сделать этого к встрече, могут получить их в любое другое время, правда, уже не в торжественном, а в рабочем порядке. В целом за время работы проекта мы обработали более 25 тысяч немецких трофейных карточек на более чем 15 тысяч пленных белорусских солдат. Наша работа будет продолжаться и дальше. Ведь бывало, что дети военнопленных на полученных с документами фото впервые видели своих отцов!
Геннадий ГИЛЬ, «БН», Ирина ЛЕВЧЕНКО
Фото Геннадия ГИЛЯ, «БН», и из архива КГБ