Джипни

Источник материала:  

Главная достопримечательность Манилы — джипни, главный герой нации — филиппинец, работающий за рубежом.


Джипни — самый популярный (не только в Маниле, но и по всей стране) вид общественного транспорта. Вообще, с моей (конечно, вполне субъективной) точки зрения, степень развитости страны или города определяется не в последнюю очередь наличием (во–первых) и разветвленностью (во–вторых) общественного транспорта. Если исходить из этого критерия, то Манила — город не так чтобы передовой, но идущий по этому пути. Есть три линии метро (минимальная стоимость проезда 0,35 доллара США), автобусы — только по самым популярным маршрутам, при этом цена зачастую превышает стоимость проезда в метро. А вот джипни... Джипни вездесущи, они есть везде, всегда и по вполне сходной цене (от 0,19 доллара США). Многообразие их имен и расцветок потрясает воображение и расцвечивает город. Джипни — это почти филиппинское всё: транспорт, общение, развлечение и... символ креативности. Нация, придумавшая джипни, заслуживает немалого уважения и безапелляционной веры в ее силы. Или, наоборот, сомнения — не готова ли довольствоваться слишком малым, пусть и креативным? Вот на такие (немного странные, почти философские) размышления натолкнул меня джипни — то ли автомобиль, то ли грузовик, то ли автобус, а на самом деле — смесь первого, второго и третьего.


Джипни, как можно догадаться из названия, дитя американского военного джипа, коих после Второй мировой войны (сначала японцы выбивали с островов американцев, а в 1945–м они поменялись ролями) на Филиппинах было в избытке. В 1946 г. Филиппины стали независимым государством (до того они поочередно находились под властью Испании, США и Японии), и американские военные, покидая острова (хотя присутствие их ощущается и сегодня), продавали, а то и вовсе бесплатно отдавали свои машины местным жителям — ну не везти же их обратно в Штаты, правда?


И вот тут фантазия местных жителей, активно поучаствовавших в этом аттракционе неслыханной щедрости, разыгралась не на шутку. Для начала они армейские джипы распилили, потом удлинили (чтобы побольше народу вмещалось), потом сделали металлическую крышу, потом... А потом началось самое интересное — украшательство. Тяга к прекрасному в филиппинской душе сохранилась, несмотря на тяготы колонизации, войны и правления Фердинанда Маркоса и жены его Имельды, большой любительницы туфель. Тяга к прекрасному — как цветок, распускающийся на бесплодной земле после тропического шторма: ничто вроде не предвещало, объективно и случиться даже не должно было, а подишь ты — расцвел, прекрасный.


Манильские джипни конкурируют между собой не только за пассажиров (хотя за них в первую очередь), но и в тяге к красоте, степени любви к хромированным деталям, картинам на боках и громким именам. По моим наблюдениям, на первом месте по популярности — изображения Богоматери, Христа, прочих святых и рук, сложенных в молитве. То, что находящиеся в Юго–Восточной Азии Филиппины — страна подавляюще католическая (мусульмане живут на южных островах, но их всего 5 — 10% населения, остальные — христиане), кажется странным и даже немного неестественным, особенно после того, как побываешь в соседних странах, буддистских и мусульманских. Более того, филиппинцы считаются очень набожными и по этому показателю стоят в одном ряду с испанцами и поляками. Поэтому присутствующие на джипни в изобилии Богоматерь с Христом и всеми святыми понятны и даже, наверное, необходимы — в манильском транспортном потоке выживает сильнейший, да и тот не без помощи молитв.


На втором месте по популярности изображения прямо противоположные, от которых веет немного загробным миром и зомби. Такие джипни, надо полагать, должны внушать ужас конкурентам и заверять клиентов, что они под надежной (во всех отношениях) крышей. Следующая категория — просто красивости: тут и пальмы с белым пляжем Боракая, и герои диснеевских мультфильмов, и портреты безымянных красоток.


Джипни уникальны (у каждого свое имя) и даже прекрасны — неожиданностью и незаменимостью. Они запросто перевозят 23 пассажира (правда, замечу, что при этом они, конечно, должны быть невысокими и стройными до худобы филиппинцами), перекрикиваясь гудками, гудочками и сопелками, притормаживая у каждого пешехода, задержавшего на них свой взгляд дольше, чем на пять секунд. Водители у них веселые, готовые позировать для фотографий даже в ущерб собственному графику. Правительство взяло джипни под контроль — теперь у каждого есть лицензия, надпись на корме «Как вам мое вождение? Позвоните по тел... (указан телефон контролирующей организации)» и собственный маршрут. Манила без джипни была бы другой.


Манила — Пекин.

Автор публикации: Инесса ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

Фото: Михаил ПЕНЬЕВСКОЙ

←С большой буквы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика