Флеш-мобы приравняли к пикетированию
05.10.2011 18:48
—
Новости Общества
Флеш-мобы приравняли к пикетированию
Закрытый порядок слушаний по законопроекту "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О массовых мероприятиях в Республике Беларусь", который сразу в двух чтениях депутаты приняли 3 октября, был определен Палатой представителей, поскольку она имеет право устанавливать порядок слушания. Так объяснил на пресс-конференции 5 октября заместитель председателя постоянной комиссии ПП НС по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Анатолий Глаз решение не приглашать журналистов на рассмотрение этого резонансного законопроекта. При этом он отметил, что информация о рассмотрении документа появилась на сайте парламента в тот же день - 3 октября.
Сегодня же журналистам объяснили, в чём заключаются конкретные изменения в законопроект.
Бездействие пикетирование не считается
В первую очередь, сообщил депутат, из законопроекта убрали понятие "бездействие", которое ранее хотели приравнять к пикетированию. В частности, изначально он предусматривал к пикетированию приравнять даже "бездействие, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических настроений или протеста". В одобренном депутатами документе этого положения нет. Таким образом, пикетированием будет считаться только "совершение определенного деяния по предварительному сговору".
В этой связи до получения разрешения на проведение массовых мероприятий его организатор или иные лица не в праве будут призывать (в том числе и через интернет) к его проведению. Более того, нарушением закона будет не только призыв, но и сообщение о месте и времени проведения еще не разрешенного мероприятия.
"Внесение дополнений в эти статьи позволит отнести проведение различного рода флеш-мобов и прочих подобных акций к пикетированию", - сообщил А. Глаз.
По словам депутата, в целях недопущения нарушений во время проведения массовых мероприятий появится положение об установлении запрета выступать в качестве организатора массового мероприятия лиц, допускавших нарушения порядка организации и проведения массовых мероприятий в течение 1 года и получивших административное взыскание за такое нарушение.
Запретных мест станет больше
Кроме того, будет расширен перечень мест, где проведение массовых мероприятий не допускается: на расстоянии менее 100 м от здания организаций здравоохранения, менее 300 метров от территорий ядерных установок, объектов, предназначенных для производства или хранения радиоактивных веществ или материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов на территориях этих объектов и в санитарно-защитных зонах. Запрещено будет проводить мероприятия также на расстоянии менее 100 м от зданий и сооружений, в которых осуществляется производство, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов для производства пиротехнических изделий; на расстоянии менее 200 метров от зданий сооружений, на которых возложены функции редакции телевизионных, радиовещательных СМИ и т.д.
Места проведения массовых мероприятий оборудуют средствами видеонаблюдения
"Одним из условий обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является оборудование места проведения средствами видеонаблюдения и иными техническими средствами обеспечения безопасности. Может быть, фактически через год-полтора будет разработан конкретный механизм установки этих средств", - сказал депутат Глаз.
Законопроект также устанавливает запрет на проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и по одному и тому же маршруту, что, по мнению депутата, служит повышению мер общественной безопасности.
В целях недопущения чрезвычайных ситуаций при проведении мероприятий проработаны правила установки элементов ограждения, также предусматривается организация контрольно-пропускных пунктов осмотра граждан с использованием технических средств. Депутат подчеркнул, что действия по проверке могут применяться и организаторами массовых мероприятий, а не только милицией.
"Указанным лицам дается право ограждать территорию места проведения массовых мероприятий, чтобы не допускать нежелательных лиц и провокаторов, право проводить фото-, видеозапись и аудиозапись, осуществлять пропускной контроль", - сообщил депутат.
Кстати, что касается субъектов выполняющих обязанности по охране общественного порядка, то их перечень еще будет уточнен Совмином.
Руководящим принципам ОБСЕ по свободе мирных собраний белорусский законопроект соответствует лишь частично
Анатолий Глаз также отметил, что рабочая группа тщательно изучила законодательную практику стран СНГ и США, а также положения руководящих принципов 2007 года БДИПЧ ОБСЕ, о которых TUT.BY также писал.
"Мы сделали выводы, что, несмотря на достаточно длинный путь, который прошло законодательство даже самых развитых стран, идеальная концепция, учитывающая все нюансы, до сих пор не найдена. Двух одинаковых законодательств мы не нашли, и наш закон принципиально ничем в худшую сторону не отличается от тех, что мы изучали, а в части санкций за нарушения гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США", - подчеркнул депутат.
По его словам, приоритетным направлением в подавляющем большинстве стран является сохранение общественного порядка и безопасности государства и граждан. В Беларуси законопроект, по его словам, направлена на эти же цели. Именно поэтому, как и в других странах, свобода мнений и собраний в чём-то, по его словам, может ограничиваться.
"Конституции многих стран допускают, что даже митинг, на который подано уведомление, может быть запрещен. В ФРГ любое массовое мероприятие в обязательном порядке должно быть санкционировано властями. Вся ответственность возлагается на организаторов", - сказал А. Глаз.
Надо отметить, что в целом законодательства европейских стран действительно возлагают большую ответственность на самих организаторов мероприятия, однако что касается Германии, то разрешения властей там как раз не требуется: согласно Конституции ФРГ, все граждане имеют право на мирное безоружное собрание. Более того, в Германии можно уведомить полицию о массовом мероприятии прямо во время его проведения.
С другой стороны, действительно есть перечень мероприятий, которые могут быть запрещены даже при отправлении уведомления: в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. "Например, если подается уведомление на проведение марша ЛГБТ-движения, во время которого, планируется, будут ходить по улице полуголые люди, то такое мероприятие могут запретить", - говорил ранее в беседе с корреспондентом TUT.BY полковник польской полиции в отставке, тренер Хельсинкского фонда по правам человека Славомир Цибульский. Однако, что касается призывов через интернет, то за них не организаторы, обычные участники ответственности за них не несут. Ответственность за призывы несут только организаторы и лишь в том случае, когда они незаконны. Например, призывают к свержению власти и т.д.
Положениям руководящих принципов 2007 года БДИПЧ ОБСЕ, о которых говорит А.Глаз, не соответствует также и то, что законопроект устанавливает запрет на проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и по одному и тому же маршруту. В принципах, наоборот, сказано, что право на собрание имеют и те, и другие граждане, а уж как не допустить беспорядков – задача только полиции.
"Люди" могут быть "в штатском", но должны представляться
Что касается задержания на акциях людьми в штатском, то, по словам Глаза, сотрудники правоохранительных органов всегда должны представляться. Даже если это сотрудники КГБ в штатском. Задача милиции при этом, по словам депутата, предупредить участников, что они участвуют в несанкционированном мероприятии и, только если они не повиновались, к ним могут быть применены санкции в соответствии с законом.
Надо заметить, что практически в любой европейской стране перед применением каких-либо санкций со стороны полиции следует предупреждение.
Если полиция по каким-либо причинам собирается разгонять мероприятие, то она обязана предупредить собравшихся о том, что будет применять силу. "Сначала устно, затем, например, сделать 1-2 выстрела в воздух. И люди, которые не хотят попасть под горячую руку полиции, должны уйти", - говорил Славомир Цибульский.
По его словам, во всей Европе в полиции есть специальное подразделение превенции (а не только в ФРГ и США). "Это специально обученная полиция для работы на массовых мероприятиях, которая проходит спецподготовку".
По словам А.Глаза, даже в нынешнем виде в законопроект еще могут вноситься изменения. В частности, его еще рассмотрит Конституционный суд Беларуси и Совет Республики. При этом, депутат допустил, что через какое-то время в отдельных случаях будет применяться уведомительный принцип проведения мероприятия - хотя бы в каких-то отведенных безопасных местах: "Принятый закон не исчерпывает наши возможности для того, чтобы совершенствовать его", - сказал Глаз.
Сегодня же журналистам объяснили, в чём заключаются конкретные изменения в законопроект.
Бездействие пикетирование не считается
В первую очередь, сообщил депутат, из законопроекта убрали понятие "бездействие", которое ранее хотели приравнять к пикетированию. В частности, изначально он предусматривал к пикетированию приравнять даже "бездействие, организованное (в том числе через глобальную компьютерную сеть Интернет или иные информационные сети) для публичного выражения своих общественно-политических настроений или протеста". В одобренном депутатами документе этого положения нет. Таким образом, пикетированием будет считаться только "совершение определенного деяния по предварительному сговору".
В этой связи до получения разрешения на проведение массовых мероприятий его организатор или иные лица не в праве будут призывать (в том числе и через интернет) к его проведению. Более того, нарушением закона будет не только призыв, но и сообщение о месте и времени проведения еще не разрешенного мероприятия.
"Внесение дополнений в эти статьи позволит отнести проведение различного рода флеш-мобов и прочих подобных акций к пикетированию", - сообщил А. Глаз.
По словам депутата, в целях недопущения нарушений во время проведения массовых мероприятий появится положение об установлении запрета выступать в качестве организатора массового мероприятия лиц, допускавших нарушения порядка организации и проведения массовых мероприятий в течение 1 года и получивших административное взыскание за такое нарушение.
Запретных мест станет больше
Кроме того, будет расширен перечень мест, где проведение массовых мероприятий не допускается: на расстоянии менее 100 м от здания организаций здравоохранения, менее 300 метров от территорий ядерных установок, объектов, предназначенных для производства или хранения радиоактивных веществ или материалов, отработавших ядерных материалов, эксплуатационных радиоактивных отходов на территориях этих объектов и в санитарно-защитных зонах. Запрещено будет проводить мероприятия также на расстоянии менее 100 м от зданий и сооружений, в которых осуществляется производство, хранение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и материалов для производства пиротехнических изделий; на расстоянии менее 200 метров от зданий сооружений, на которых возложены функции редакции телевизионных, радиовещательных СМИ и т.д.
Места проведения массовых мероприятий оборудуют средствами видеонаблюдения
"Одним из условий обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий является оборудование места проведения средствами видеонаблюдения и иными техническими средствами обеспечения безопасности. Может быть, фактически через год-полтора будет разработан конкретный механизм установки этих средств", - сказал депутат Глаз.
Законопроект также устанавливает запрет на проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и по одному и тому же маршруту, что, по мнению депутата, служит повышению мер общественной безопасности.
В целях недопущения чрезвычайных ситуаций при проведении мероприятий проработаны правила установки элементов ограждения, также предусматривается организация контрольно-пропускных пунктов осмотра граждан с использованием технических средств. Депутат подчеркнул, что действия по проверке могут применяться и организаторами массовых мероприятий, а не только милицией.
"Указанным лицам дается право ограждать территорию места проведения массовых мероприятий, чтобы не допускать нежелательных лиц и провокаторов, право проводить фото-, видеозапись и аудиозапись, осуществлять пропускной контроль", - сообщил депутат.
Кстати, что касается субъектов выполняющих обязанности по охране общественного порядка, то их перечень еще будет уточнен Совмином.
Руководящим принципам ОБСЕ по свободе мирных собраний белорусский законопроект соответствует лишь частично
Анатолий Глаз также отметил, что рабочая группа тщательно изучила законодательную практику стран СНГ и США, а также положения руководящих принципов 2007 года БДИПЧ ОБСЕ, о которых TUT.BY также писал.
"Мы сделали выводы, что, несмотря на достаточно длинный путь, который прошло законодательство даже самых развитых стран, идеальная концепция, учитывающая все нюансы, до сих пор не найдена. Двух одинаковых законодательств мы не нашли, и наш закон принципиально ничем в худшую сторону не отличается от тех, что мы изучали, а в части санкций за нарушения гораздо более либеральный, чем во многих странах Европы и США", - подчеркнул депутат.
По его словам, приоритетным направлением в подавляющем большинстве стран является сохранение общественного порядка и безопасности государства и граждан. В Беларуси законопроект, по его словам, направлена на эти же цели. Именно поэтому, как и в других странах, свобода мнений и собраний в чём-то, по его словам, может ограничиваться.
"Конституции многих стран допускают, что даже митинг, на который подано уведомление, может быть запрещен. В ФРГ любое массовое мероприятие в обязательном порядке должно быть санкционировано властями. Вся ответственность возлагается на организаторов", - сказал А. Глаз.
Надо отметить, что в целом законодательства европейских стран действительно возлагают большую ответственность на самих организаторов мероприятия, однако что касается Германии, то разрешения властей там как раз не требуется: согласно Конституции ФРГ, все граждане имеют право на мирное безоружное собрание. Более того, в Германии можно уведомить полицию о массовом мероприятии прямо во время его проведения.
С другой стороны, действительно есть перечень мероприятий, которые могут быть запрещены даже при отправлении уведомления: в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. "Например, если подается уведомление на проведение марша ЛГБТ-движения, во время которого, планируется, будут ходить по улице полуголые люди, то такое мероприятие могут запретить", - говорил ранее в беседе с корреспондентом TUT.BY полковник польской полиции в отставке, тренер Хельсинкского фонда по правам человека Славомир Цибульский. Однако, что касается призывов через интернет, то за них не организаторы, обычные участники ответственности за них не несут. Ответственность за призывы несут только организаторы и лишь в том случае, когда они незаконны. Например, призывают к свержению власти и т.д.
Положениям руководящих принципов 2007 года БДИПЧ ОБСЕ, о которых говорит А.Глаз, не соответствует также и то, что законопроект устанавливает запрет на проведение нескольких массовых мероприятий в одном и том же месте и по одному и тому же маршруту. В принципах, наоборот, сказано, что право на собрание имеют и те, и другие граждане, а уж как не допустить беспорядков – задача только полиции.
"Люди" могут быть "в штатском", но должны представляться
Что касается задержания на акциях людьми в штатском, то, по словам Глаза, сотрудники правоохранительных органов всегда должны представляться. Даже если это сотрудники КГБ в штатском. Задача милиции при этом, по словам депутата, предупредить участников, что они участвуют в несанкционированном мероприятии и, только если они не повиновались, к ним могут быть применены санкции в соответствии с законом.
Надо заметить, что практически в любой европейской стране перед применением каких-либо санкций со стороны полиции следует предупреждение.
Если полиция по каким-либо причинам собирается разгонять мероприятие, то она обязана предупредить собравшихся о том, что будет применять силу. "Сначала устно, затем, например, сделать 1-2 выстрела в воздух. И люди, которые не хотят попасть под горячую руку полиции, должны уйти", - говорил Славомир Цибульский.
По его словам, во всей Европе в полиции есть специальное подразделение превенции (а не только в ФРГ и США). "Это специально обученная полиция для работы на массовых мероприятиях, которая проходит спецподготовку".
По словам А.Глаза, даже в нынешнем виде в законопроект еще могут вноситься изменения. В частности, его еще рассмотрит Конституционный суд Беларуси и Совет Республики. При этом, депутат допустил, что через какое-то время в отдельных случаях будет применяться уведомительный принцип проведения мероприятия - хотя бы в каких-то отведенных безопасных местах: "Принятый закон не исчерпывает наши возможности для того, чтобы совершенствовать его", - сказал Глаз.