В Беларуси может появиться Центр по розыску пропавших и эксплуатируемых детей

Источник материала:  
04.10.2011 08:22 — Новости Общества

В Беларуси может появиться Центр по розыску пропавших и эксплуатируемых детей

  • Екатерина Синюк, TUT.BY

В Беларуси может появиться Центр по розыску пропавших и эксплуатируемых детей
В Беларуси может появиться Центр по розыску пропавших и эксплуатируемых детей. С такой инициативой выступило МОО "Понимание". МВД Беларуси откликнулось на предложение и в письме за подписью первого замминистра Олега Пекарского ответило, что не возражает против открытия центра.

Куда уходят дети?

В 2011 году в милицию поступило 1666 заявлений о пропаже несовершеннолетних, однако реально пропавшими считаются 17. Это те дети, которые с момента подачи заявления так и не были найдены. Как разъяснили TUT.BY в управлении информации и общественных связей МВД, остальные – 1594 ребенка – либо вернулись сами, либо их нашли в 10-дневный срок. По истечении 10-дневного срока было найдено 55 детей.
 
"Ни одно обращение граждан в милицию по поиску пропавших как детей, так и людей в целом не игнорируется. В Беларуси, в отличие, например, от России, не требуется ждать 3-х дней для подачи заявления. Поэтому фиксируется даже звонок, и оперативная группа выезжает на поиск. Если в течении 10-ти дней пропавший человек не находится, то в этом случае заводится уголовное дело", - рассказали в МВД. 
 
Сейчас в розыске находится 67 детей, которые пропали не только в этом году, но и ранее. Из них 8 - в 2010-м, 17 – в 2011-м. В общей массе пропавших без вести несовершеннолетние в этом году составляют 0,16%, в 2010-м таких было 0,07%.
 
Как рассказал TUT.BY полковник милиции в запасе, бывший секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних при Совмине Андрей Солодовников, который, кстати, согласился возглавить центр в Беларуси, подавляющее большинство детей – 98-99% - возвращаются сами. "Однако из года в год остаются не найденными порядка 40-50 детей, и никто из нас понятия не имеет, где они находятся, - говорит он. – В сравнении с другими странами это немного, однако даже 1 ребенок, пропавший без вести – уже повод для того, чтобы бросить все силы общества и милиции на его поиск".
 
Кстати, в России, с которой у нас открыта граница, ежегодно в розыск объявляются до 55 тысяч детей и подростков. В среднем в Европе ежегодно исчезает более 70 тысяч мальчиков и девочек…
 
"Начитаются Тома Сойера, упакуют свой рюкзак и уходят куда-нибудь. Например, в лес"…

Поиском пропавших детей в Беларуси занимается уголовный розыск МВД при участии Инспекции по делам несовершеннолетних, которая, кроме того, занимается выяснением причин ухода из дому того или иного ребенка. "Выделяют, в основном, две причины: желание "побродяжничать" (поиск приключений) и конфликт с родителями", - рассказали TUT.BY в МВД.
 
"Ряд детей действительно можно отнести к категории "романтиков с большой дороги": начитаются Тома Сойера, упакуют свой рюкзак и уходят куда-нибудь. Например, в лес. Наверное, в силу того, что у них еще не сформировалось чувство ответственности перед родителями, - рассказал специалист. – В моей практике, например, был случай, когда девочка в тапочках на Новый год вышла из дому и сказала, мол, "сейчас вернусь", а вернулась только через 2 недели. Как оказалось, она была через два подъезда у более взрослой подруги, которая не додумалась подсказать ей позвонить родителям".
 
В этом году, как видим, более полутора тысяч детей (1594) на неделю, а то и больше уходили из дома и подвергали себя опасностям. Они, конечно, нашлись, однако инициаторы создания центра надеются на то, что таких детей можно будет возвращать гораздо быстрее. В то же время уже сейчас, отмечают в МВД, нужно отметить помощь людей, которые сообщают о том, что где-то видели пропавшего ребенка. С их помощью действительно порой удается обнаружить "пропажу".
 
Впрочем, людям, которые своими звонками помогают в поиске детей, тоже можно помочь. Или, точнее, упростить их "работу". Методы "помощи" потенциальным свидетелям существуют разные, поскольку подобные центры по розыску детей существуют в разных странах.
 
Например, в Украине фотографии пропавших детей вешают на больших информационных щитах вдоль дорог с их именами и фамилиями. Там инициатива исходила от СМИ, в частности, от телеканала "Магнолия ТВ", где журналисты в телеэфирах и посредством печатных плакатов стали поднимать эту тему. В США, например, один из давних методов содействия в поиске пропавших - печатать их фотографии на пакетах с молоком и т.д. В настоящее время идет работа по созданию аналогичного центра в России, где инициатором открытия стали даже не общественные организации, а сам Следственный комитета России. 
 
Планируется, что одной из главных целей такого центра в Беларуси будет информирование общественности о пропавших и эксплуатируемых детях через выпуск и распространение печатной продукции, создание и поддержание веб-сайта, рассылок и т.д. По словам А. Солодовникова, если такой центр появится в Беларуси, то помощь граждан будет носить системный характер.
 
Еще одна цель центра - проведение образовательных мероприятий для сотрудников госслужб и учреждений для улучшения качества розыска пропавших и эксплуатируемых детей.
 
"Конечно, сотрудников, которые проработали в розыске уже 20 лет, не будешь учить азам розыска, однако лишние курсы не помешают. 3 года назад я общался с директором Департамента полиции общественной безопасности из Абу-Даби, и он спросил меня, как часто мы проводим курсы и тренинги для сотрудников милиции, - говорит А. Солодовников. – В результате, если в Абу-Даби в год проводят до 35 курсов и тренингов с различными категориями полицейских, начиная от изучения новейших компьютерных технологий и заканчивая изучением психологии, то у нас есть только курсы повышения квалификации: 1 раз в 5 лет".
 
А кто сегодня помогает детям НЕ уходить из дому?

Между тем, если ребенок не читал Тома Сойера, но считает, что его не понимают в семье, то ему толком некуда обратиться, говорит А. Маханько. По его словам, предотвратить "побеги" из дома можно, если ребенок будет знать, где получить помощь. "В этой связи важно, чтобы в стране как можно больше работало горячих линий, готовых оказать ребенку экстренную психологическую помощь. Как, например, на территории всего ЕС действует один номер, где помощь детям оказывают клинические психологи, – 116 111.
 
Сегодня в Беларуси во многих социально-педагогических учреждениях и исполкомах есть орган охраны детства, при котором открыты разные горячие линии. Однако, по словам эксперта, на них, как правило, не предоставляется экстренная психологическая помощь. "Если позвонит в органы охраны детства ребенок, а трубку поднимет бывший учитель математики, который сейчас - инспектор по охране детства, то вряд ли он окажет экстренную помощь по телефону: для этого нужно специально учиться. Линии, на которых работают сотрудники милиции, и вовсе нельзя отнести к получению психологической помощи", - отмечает эксперт.
 
Согласно рекомендациям международного союза электрической связи, детские линии должны соответствовать 4-м основным критериям: линия должна работать бесплатно, быть доступна на всей национальной территории, работать круглосуточно и ежедневно без выходных и иметь возможность оказания экстренной психологической помощи. Пока в Беларуси есть только одна такая линия: Общенациональная детская 8-801-100-1611, которая заработала с июля этого года. Кстати, в июле туда поступило 69 звонков на 684 минуты, в августе - 35 звонков на 300 минут, что, по словам А. Маханько, - уже немало.
 
Остальные горячие линии – либо бесплатны только на территории одного города, либо обычные платные линии.
"Во всем мире такие телефоны бесплатны, и помощь в этом оказывают либо национальные телекомы, либо крупные мобильные операторы, ведь это их зона социальной ответственности. В Беларуси на открытие Общенациональной линии откликнулся только Белтелеком, который на условиях безвозмездной спонсорской помощи определил, что звонки на "зеленый" номер будут бесплатными с любого стационарного телефона страны, - говорит А. Маханько. – Однако, например, сотовые операторы Беларуси не откликнулись: мы отправляли запрос трем нашим популярным операторам, из которых два не ответили на письмо вообще, а один предложил работать по обычным тарифам".
 
Сотовые операторы, видимо, еще не готовы к социальной ответственности, говорит эксперт. "Ведь это даже не сбор денег, как, например, для тех линий, которые заключают договоры и с Белтелекомом, и с сотовыми операторами, и которые при звонке на определенный номер списывают у человека со счета символическую сумму в помощь целевым группам детей, - говорит А. Маханько. - Это тоже, конечно, здорово, но и операторы имеют с этого деньги. Важно помнить, что основным абонентом детских линий являются сами дети, которые по определению денег не зарабатывают, но которых мы можем лишиться, не оказав им вовремя помощи".

Полезные телефоны

Общенациональная детская линия 8 801 100 1611 (бесплатные звонки со всех стационарных номеров Беларуси)
Экстренная психологическая помощь 8 017 315 00 00 (бесплатные звонки со стационарных телефонов Минска)
Телефон дежурной части приемника распределителя УВД Миноблисполкома - 8 017 372 73 87
←Матпомощь в Могилевской области получили более 98% неработающих пенсионеров и получателей пособий

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика