Зачтут ли Коновалову добровольную помощь следствию?

Источник материала:  
28.09.2011 19:22 — Новости Общества


Зачтут ли Коновалову добровольную помощь следствию?Только на десятый день процесса на лице Дмитрия Коновалова проявился интерес к происходящему. Он буквально впился глазами в монитор, когда демонстрировались фотографии сарая в подвале, где, по выводам следствия, обвиняемый обустроил взрывотехническую лабораторию.

Также не отрывал он глаз от экрана во время демонстрации записи следственного эксперимента по изготовлению муляжа взрывного устройства, реальная модель которого была взорвана в минском метро 11 апреля. Как Дмитрий делал бомбу, убившую пятнадцать человек, он показал 20 апреля в присутствии специалистов КГБ Беларуси и ФСБ России.

Делал он это из предложенных компонентов — песка, воды, пластилина, конфет драже и макарон (они имитировали взрывные вещества, шарики от подшипника и гвозди). Все остальные вещи, использовавшиеся в ходе эксперимента, были настоящими: электролампочка, тумблер, две пластиковые емкости, провод, изолента и беспроводной звонок. О последней вещи, кстати, «экспериментатор» сообщил, что у него она была другого типа, и действительно, в оглашенном в суде протоколе обыска в квартире Коновалова среди изъятых вещей значился беспроводной звонок марки «Космос».

Нельзя сказать, что на видео Коновалов внешне смотрелся и действовал уверенно, но и растерянным его нельзя назвать. Возможно, его несколько «смущала» обстановка, ведь, как следует из материалов уголовного дела, в своей подвальной лаборатории он «химичил» в полном одиночестве. В данном случае, за его действиями внимательно следили с полдюжины пар глаз. Самым длительным моментом сборки бомбы оказался процесс засыпания условного взрывчатого вещества в пластиковые бутыли. В этом Коновалову помог ассистент из следственной бригады. Имитатор детонатора обвиняемый изготовил самостоятельно всего за 57 секунд.

Когда отдельные блоки устройства были готовы, Дмитрий приступил к окончательной сборке. Для убедительности изделие было помещено в сумку с пояснениями обвиняемого, где и каким образом он прикрепил звонок и пакет с поражающими элементами.

Рассказал Коновалов и о роли тумблера в его адской машинке. Он выполнял функцию предохранителя, который в отключенном состоянии разрывал электроцепь. Одним щелчком бомба приводилась в боевую готовность. Правда, по словам «экспериментатора», с помощью тумблера он «включил» взрывное устройство еще перед выходом из съемной квартиры. А это значит, что взрыв мог произойти в любое время: от случайного сотрясения либо нажатия кнопки пульта, который находился в кармане брюк Коновалова. Сам он, видимо, не боялся взлететь на воздух.

Вторая часть следственного эксперимента, касающаяся взрыва в Минске в ночь на 4 июля 2008 года, будет показана во время изучения судом этого обвинительного эпизода.

Для чего такой эксперимент проводился, понятно: следствие должно было убедиться, что токарю под силу собрать взрывное устройство. Судя по обвинительному заключению, у гособвинения нет сомнений, что так оно и было.

Оглашенные протоколы обысков в витебских квартирах обвиняемых, злополучном подвале, минском жилище и на работе Владислава Ковалева выглядят впечатляюще. В сарае-лаборатории Коновалова (на самом деле это помещение принадлежит его соседке по лестничной площадке) был изъят, образно выражаясь, полный набор, уличающий химика-взрывника.

Как следует из оглашенного в суде протокола обыска, там нашли: электроплитку, различную посуду, пакеты аммиачной селитры, химические вещества и жидкости белого и коричневого цвета, упаковки гидроперита, таблетки сухого горючего, медицинские перчатки и маски. Наибольший интерес у следствия вызвали находки в виде самодельного детонатора и тетради с рукописными записями формул и электрических схем. Правда, не очень понятно, зачем к материалам дела в качестве вещественного доказательства был приобщен «плакат эротического содержания», который украшал стену сарая.

Результаты обыска у Ковалева более скромны, но именно они косвенно «привязывают» его к опасному увлечению друга детства. С помощью газоанализатора и химических тестов на его одежде и в справочнике электромонтера между страницами 82-83 эксперты обнаружили следы взрывчатого вещества.

К месту заметить, на десятый день в суде было названо точное время задержания подозреваемых в Минске вечером 12 апреля. В рапорте оперативников значится 22 часа 5 минут. Примечательно, что первые обыски в квартирах Коновалова (обыск длился пять часов) и Ковалева (три часа) начались в первые минуты суток 13 апреля. Дополнительные обыски и осмотры в Витебске проходили 15 апреля и 25 мая. Не единожды обыскивался и сарай-лаборатория.

…Из уже прошедших судебных заседаний можно сделать один весьма странный вывод: с первого часа ареста Дмитрий Коновалов активно сотрудничал со следствием, будто стремился максимально облегчить работу по сбору доказательств против себя. Однако это не тот случай, когда говорят, что добровольная помощь следствию зачтется в суде.



Виктор ФЕДОРОВИЧ
←Гигантский гриб-дождевик найден в окрестностях Бреста.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика