Гражданские права в Беларуси находятся под бременем закона
В Беларуси продолжается череда гражданских дел по оспариванию решений Министерства юстиции Республики Беларусь об отказе в регистрации того или иного общественного объединения.
Очередная такая жалоба связана с отказом Минюста в регистрации Правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы». Первое заседание по делу прошло в Верховном суде 20 сентября. И хотя решение по делу еще не вынесено, уже сейчас один из учредителей этого объединения Валерий Ухналев в беседе с корреспондентом UDF.BY заявил, что, по его мнению, Верховный суд не удовлетворит их жалобу.
Как, рассказал Валерий Ухналев, основные доводы учредителей судом были не приняты. Суд отклонил ходатайство о приобщении видеозаписи учредительного собрания в качестве доказательства того, что собрание проходило в соответствии с законом.
- Суд принял во внимание голословные, ничем не подкрепленные измышления Министерства юстиции в лице его представителя о том, что якобы собрание не проходило, проходило не так и не там, и вообще за такое время невозможно провести собрание. Главный вывод Министерства юстиции - документы, которые мы подали на регистрацию, сфальсифицированы, - сказал В.Ухналев. Он отметил, что все доводы Минюста можно было бы опровергнуть, если бы видеозапись была принята в качестве документа по делу.
Учитывая все предыдущие подобные дела, а также действующее в Беларуси законодательство, у учредителей нового общественного объединения действительно мало поводов для позитива. «Ежедневник» провел правовой анализ ситуации с целью выяснить, насколько реально в Беларуси зарегистрировать общественное объединение и какие сложности ожидают на этом пути членов гражданского общества.
Сразу следует отметить, что в отличие от существенно упростившейся в последнее время процедуры государственной регистрации коммерческих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, процедура государственной регистрации общественных объединений и политических партий в последнее время практически не меняется и остается очень забюрократизированной, предоставляющей регистрирующему органу широкие полномочия для отказа в такой регистрации.
Например, согласно положению о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом президента Республики Беларусь №1 от 16.01.2009 года, граждане Беларуси для государственной регистрации коммерческого юридического лица подают в регистрирующий орган всего три документа:
- заявление о государственной регистрации по утвержденной Минюстом форме;
- устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия.
- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.
Дополнительно может потребоваться только протокол учредительного собрания, если количество учредителей более трех человек, и они уполномочили одного из них на подписание заявления.
Положение также запрещает регистрирующему органу истребовать какие-либо иные документы от учредителей.
Также регистрирующему органу предоставляется всего три вполне понятных и справедливых основания для не осуществления регистрации коммерческого юридического лица, которые практически исключают злоупотребление со стороны чиновников. Это:
- непредставления всех необходимых для государственной регистрации документов, определенных положением;
- оформления заявления о государственной регистрации с нарушением требований законодательства;
- представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Поэтому не удивительно, что процедура государственной регистрации хозяйствующего субъекта в Беларуси одна из самых либеральных в мире, и такая процедура регистрация по праву относится к заявительной.
Совсем по-другому обстоит ситуация с регистрацией в Беларуси общественного объединения.
Помимо заявления, устава и платежного документа об уплате госпошлины, граждане Беларуси желающие создать общественное объединение, должны предоставить в регистрирующий орган:
- протокол учредительного съезда, конференции, общего собрания или иного учредительного собрания;
- список учредителей, по установленной форме, который помимо всего прочего предусматривает указание место работы (учебы) каждого учредителя и номера рабочего телефона;
- список членов выборных органов объединения по установленной форме, с теми же данными, что и в предыдущем списке;
- решение высшего органа объединения о наделении не менее трех членов руководящего органа объединения полномочиями представлять объединение в процессе государственной регистрации либо в суде (если данное решение отражено в протоколе учредительного мероприятия, представление отдельного документа не требуется);
- документ, подтверждающий наличие юридического адреса объединения (места нахождения руководящего органа);
- документ об оплате за сообщение о государственной регистрации объединения в периодическом печатном издании;
- графическое изображение организационных структур объединения с указанием их местоположения, которое представляет собой схематичное отображение предусмотренных уставом объединений центральных органов и организационных структур с учетом отношений их соподчиненности.
В общем, список необходимых документов куда более внушительный, чем при регистрации коммерческого юридического лица. Но, все таки он не такой уж и страшный, как кажется на первый взгляд. При желании все эти документы вполне можно предоставить без серьезных временных и денежных затрат.
Куда больший интерес вызывает процесс рассмотрения регистрирующим органом представленных документов.
Напомню, что при регистрации коммерческого юридического лица исполкомы рассматривают только состав представленных документов и содержание заявления о государственной регистрации. При отсутствии оснований для отказа в регистрации, новое коммерческое юридическое лицо рождается на свет в этот же день без каких-либо мук со стороны учредителей.
А вот при рассмотрении документов, поданных для регистрации общественного объединения органы Министерства юстиции наделены куда большими полномочиями.
Во-первых, на принятие решения по общественному объединению регистрирующему органу дается в 30 раз больше времени (один месяц).
Во-вторых, регистрирующий орган анализирует не только заявление, но также устав и другие документы с точки зрения соответствия их законодательству, соблюдения надлежащего порядка и правильности оформления документов, достоверности информации, содержащейся в представленных документах, соответствия названия объединения законодательству. Для непосвященных интересно будет также узнать, что тут белорусское законодательство придает значение даже размеру шрифта и межстрочному интервалу во всех представленных документах.
В-третьих, регистрирующие органы в необходимых случаях (что это за необходимые случаи законодательство не оговаривает) осуществляют проверку представленных документов, которая предполагает:
- получение для ознакомления у обратившегося объединения подлинных экземпляров документов и иных материалов;
- получение справок и объяснений от представителей объединений и других заинтересованных лиц и организаций по вопросам, связанным с государственной регистрацией объединения;
- направление запросов в государственные органы, учреждения и организации;
- получение заключений государственных органов, а также специалистов по вопросам, возникающим в связи с государственной регистрацией объединений;
- совершение иных действий, вытекающих из требований законодательства.
Внушает трепет и перечень оснований, руководствуясь которым органы Министерства юстиции имеют право отказать в регистрации общественного объединения. Такое решение принимается:
- при нарушении установленного порядка создания объединения, если такое нарушение носит неустранимый характер;
- при несоответствии учредительных документов объединения требованиям законодательства;
- представления объединением иных документов и (или) сведений, не соответствующих требованиям законодательства, в том числе подложных, поддельных или недействительных документов;
- несоответствия названия объединения, в том числе сокращенного, условий членства в объединении требованиям законодательства и (или) их учредительным документам;
- не устранения объединением в месячный срок нарушений, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации объединения.
Все это фактически означает, что вполне законно можно отказать в регистрации общественного объединения даже на том основании, что в списке учредителей неправильно указан рабочий телефон либо место работы одного из учредителей, либо в протоколе учредительного собрания использован 13 размер шрифта.
Естественно, как истинно правовое государство, Беларусь предоставляет своим гражданам право обжаловать соответствующий отказ Министерства юстиции в суд, что и сделали учредители упомянутого выше Правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы».
Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь закрепил и принципы осуществления такого правосудия, в том числе:
- каждая сторона доказывает факты, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений;
- ни одно из доказательств не имеет для суда заранее установленной силы;
- в основу решения по делу могут быть положены лишь доказательства, подвергнутые всесторонней и объективной проверке.
При этом следует учитывать, что если при обычном гражданском процессе стороны равны в своих правах и обязанностях, то в гражданском процессе при рассмотрении дел, возникающих из административно-правовых отношений, законодатель предоставил некоторые преимущество заявителю жалобы.
Так согласно ст.339 ГПК РБ, суд проверяет законность и обоснованность действий государственных органов, организаций и должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются, а в случаях, предусмотренных законом, - лишь их законность.
Государственные органы, организации и должностные лица обязаны представить суду материалы, послужившие основанием для соответствующих действий (бездействия).
Если применить это к рассмотрению судом жалобы, связанной с отказом Министерства юстиции в регистрации Правозащитного общественного объединения «За справедливые выборы», то в данном случае именно на Минюст возлагается обязанность по предоставлению суду достоверных и надлежащим образом оформленных доказательств того, что документы, подданные для регистрации общественного объединения, сфальсифицированы. Учредители общественного объединения не обязаны даже доказывать обратного, хотя имеют право это сделать.
В общем, на бумаге сделано все, чтобы любое необоснованное действие чиновников, в том числе чиновников от Министерства юстиции, было отменено. Вот только практика рассмотрения подобных дел в Беларуси, складывается почему-то именно в пользу Минюста. Наверное, действительно, не так страшен закон, как те, кто его толкуют.