Теракт в метро: версия подельника
На слушании дела по факту взрыва минского метро в понедельник демонстрируются видеоматериалы. Обвиняемый В.Ковалев отказывается от показаний, данных ранее, о том, что главный обвиняемый Дмитрий Коновалов собирался покончить жизнь самоубийством.
Продолжается судебное заседание по делу о теракте в минском метро. Мнения экономистов, политологов и обычных граждан Беларуси на этот счет самые разные. Многие не верят, что за исполнителем взрыва нет заказчика. Некоторые считают, что главный обвиняемый невиновен, несмотря на его признание.
Владислав Ковалев в ходе предварительного следствия сообщил, что Дмитрий Коновалов хотел сразу же после взрыва покончить с собой, демонстрировал ему жменю капсул, которые при приеме в большом количестве приводят к летальному исходу. Каково содержимое этих капсул, Ковалев не знал, но предположил, что там какие-то пищевые добавки, сообщает БЕЛТА.
Ходатайство об обнародовании протокола предварительного следствия заявила сторона обвинения, в связи с серьезными расхождениями в показаниях В.Ковалева.
Однако на судебных слушаниях Ковалев, однако, отказался от этих показаний и заявил, что не слышал от Коновалова о намерениях покончить с собой и не видел никаких капсул.
В понедельник на очередном заседании суда Ковалев отметил, что вел личный дневник, а целью его жизни было заработать миллион долларов. На это он хотел потратить от 5 до 10 лет.
"Я планировал создать свое дело, изучал фондовый рынок", - сказал он, добавив, что готовил себя к этому психологически: "Аффирмация. Это что-то вроде аутотренинга". Ковалев изучал работы различных психологов, что позволило частично выработать психологическую устойчивость.
Кроме того, он по-прежнему отрицает часть показаний, ссылаясь на давление со стороны сотрудников правоохранительных органов, которое, по его словам, имело место во время следствия до суда.
Председательствующий по делу Александр Федорцов уточнил, что за крики были на допросах (Ковалев говорил об этом ранее на суде). Владислав Ковалев ответил: "Не то что крики, но разговор довольно жесткий". Однако в чем заключалась эта жесткость, пояснить не смог.
В понедельник В.Ковалев также заявил, что Д.Коновалов совершил теракт в метро 11 апреля, понимая, что рано или поздно его посадят.
На видео Владислав говорит, что Дмитрий, как сам пояснял, решился на теракт в метро, так как "рано или поздно сверят отпечатки пальцев с теми, которые в базе (отпечатки на бомбе, не разорвавшейся 4 июля 2008 года), и все равно посадят".
На этом допросе Ковалев также признался, что 10 апреля Дмитрий сразу после прибытия в Минск показывал ему содержимое своей сумки: "Две бутылки пластиковых больших пятилитровых с веществом... Они были синие прозрачные, сверху накрыты бумагой".
Также Владислав заявил, что Коновалов не скрывал цели своего приезда в столицу: "Сказал, что собирается произвести взрыв в метро. На какой станции, не сказал".
Кроме того, на видеозаписи Ковалев рассказывает, что вскоре после взрыва, который прогремел в Минске в ночь с 3 на 4 июля 2008 года, Коновалов признался ему в совершении преступления: "…Шел праздник, был концерт... Он взял две бомбы, не знаю точно, в пакетах, по-моему. Ну и установил. Одна сработала..."
Также Ковалев добавил, что никому об этом признании Коновалова не рассказывал. На вопрос о том, знали ли родители или знакомые Дмитрия, что он осуществил взрыв в ночь с 3 на 4 июля 2008 года в Минске, Ковалев сказал: "Я думаю, нет".
Ковалев пояснил, что Коновалов был с ним откровенен, так как доверял. Отвечая на вопрос следователя о мотивах, по которым Коновалов мог совершить взрыв в Минске в 2008 году, Ковалев сказал, что тот хотел похвастаться, и сделал предположение: "Острых ощущений захотел".
На видеозаписи он также отрицает, что Коновалов мог совершить теракт по религиозным или политическим убеждениям: "Он не религиозный человек. Политикой, по-моему, не увлекался". Также Владислав отметил, что Дмитрий при нем не высказывал недовольства по поводу действующей власти.
Напомним, что сегодня в минском Доме правосудия проходит третье заседание по делу о теракте в минском метро. Взрыв на станции "Октябрьская" 11 апреля - самый громкий эпизод дела. Вместе с этим терактом основному фигуранту Дмитрию Коновалову вменяется более 30 преступлений, а его подельнику Владиславу Ковалеву - 15.
Самая тяжелая статья Уголовного кодекса, которая упоминается в обвинении - ст.289 "Терроризм". По ней Ковалеву за соучастие в преступлении грозит лишение свободы на достаточно большой срок, вплоть до пожизненного заключения, а Коновалову как исполнителю - смертная казнь.