Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе

Источник материала:  
14.09.2011 20:04 — Новости Общества


Интегрированное обучение здоровых детей и детей с инвалидностью в Беларуси ведется повсеместно. В настоящее время на базе обычных школ работают 222 специальных класса, 5634 класса интегрированного обучения, а также 1368 пунктов коррекционно-педагогической помощи. В Минске в каждом районе есть школы, которые предоставляют возможность инклюзивного (интегрированного образования).

Корреспондент Naviny.by побывала в одной из таких школ — № 25 в микрорайоне Брилевичи. Здесь создана безбарьерная среда, вместе учатся дети с инвалидностью, как правило, детским церебральным параличом, и здоровые.

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе


Без барьеров на учебу

Школа новая, работает третий год. Строилась по принципам безбарьерной среды. Коридоры и актовый зал оборудованы пандусами, есть лифт. В школе открыты классы для обучения детей с разными физическими возможностями.

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе

В школе 980 учеников, из которых с инвалидностью порядка 50. При этом в младшей школе в классах со здоровыми учится и 11 детей с особенностями развития, менее половины из которых имеют интеллект «норма».

Директор школы Марина Ильина пояснила, что при открытии школы не ставилась задача принять как можно больше детей с особыми потребностями. Сколько таких детей привели, столько и приняли в первый класс. Сейчас некоторые из них учатся уже в третьем классе. Все воспринимают такую учебу естественно.

По словам заместителя директора школы Татьяны Бондаренко, за годы работы только трое родителей отказались от того, чтобы их дети обучались в интегрированном классе. В одном случае аргументация была такая: у нас дома тяжелый ребенок с инвалидностью, мы не хотим, чтобы нашего сына инвалиды окружали еще и в школе. Во втором случае родители посчитали, что их ребенку из-за того, что в одном классе с ним учится ребенок с инвалидностью, учитель не сможет оказывать достаточного внимания.

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе

Между тем суть интегрированного обучения заключается в том, что дети с сохраненным интеллектом, способные к учебе, обучаются по общей программе. Дети же, которые имеют умственные ограничения или другие препятствия к тому, чтобы учиться по обычным программам, обучаются по коррекционной программе. Это означает, что такие предметы, как языки, математика, они изучают отдельно с педагогом-дефектологом, а на уроки, например, рисования и музыки возвращаются к одноклассникам.

Есть дополнительные коррекционные занятия для детей с особенностями психофизического развития. Дети, у которых интеллект «норма», четыре часа в неделю дополнительно занимаются сенсорным и физическим развитием.

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе

Например, Елисей, которому 9 лет, нуждается в занятиях с дефектологом, несмотря на сохранность интеллекта. Мальчик считает, читает, но пока невнятно говорит и не может писать, как другие дети, в тетради. Для письма он использует ноутбук, на котором работает подбородком. Выходит в интернет, переписывается с друзьями. Учителя его понимают, мама тоже.

Родители детей с тяжелыми диагнозами надеются, что система адаптации и реабилитации, созданная в школе, поможет детям интегрироваться в общество.


Было бы белорусское «ЛЕГО», использовали бы его с радостью

В школе есть необычные кабинеты. Например, кабинет коррекции, предметный кабинет леготека. В последнем пытаются совместить учебно-игровую, развивающую деятельность. Благодаря родителям, говорит директор школы, здесь создали атмосферу творчества и уюта. «ЛЕГО» используется для занятий по различным темам у маленьких детей. Ученики не только легче воспринимают и запоминают содержание урока, но и сами активно конструирует многочисленные познавательные модели.

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместе

При этом дети как бы играют, воплощая в жизнь свои задумки. Они строят, фантазируют. Работа с конструктором погружает детей в творческую среду. Ребенок чувствует себя и изобретателем, и экспериментатором.

«Дети хорошо адаптируются, играя с «ЛЕГО», — отмечает директор. — Для них это кроме всего прочего — развитие моторики. Мы надеемся на то, что когда-нибудь будут проходить ЛЕГО-фестивали. Жалко, что у нас нет белорусского «ЛЕГО». Приходится закупать конструктор датского производства, что очень дорого. Для того чтобы оборудовать класс, необходимо около 10 млн. рублей».


Беларуси необходим институт помощника инвалида

Чтобы ребенок с тяжелой инвалидностью мог учиться в обычной школе, необходимо не только создать безбарьерную среду, но и организовать сопровождение. Некоторые дети ездят в инвалидных колясках, некоторые ходят с поддержкой, другие, как Елисей, могут либо ездить в детской коляске либо на специально приспособленном велосипеде.

Помощь нужна, чтобы доехать до столовой, в туалет, добраться домой. Учитывая, что учитель работает со всем классом и отвечает за всех детей, помогать детям с особыми потребностями приходится порой и директору. Есть родители, которые весь учебный день находятся с детьми в школе — и мамы, и папы.

Вместе с тем возможность обучаться в школе для детей с инвалидностью — это еще шанс для родителей выйти на работу. Очень многие родители детей, которые из-за своего состояния здоровья обучаются дома, вынуждены не работать, чтобы за ними ухаживать. Вместе с тем понятно, что это ведет к снижению материального достатка семьи, что в период экономического кризиса грозит нищетой.

В школе есть ставка помощника воспитателя, который помогает детям передвигаться, а также кормит их.

«Нас очень радует, что введена дополнительная ставка, — говорит директор. — Однако проблема в том, что такой специалист у нас один. Она вынуждена передвигаться по школе и помогать там, где она нужней. Порой ее рук не хватает, и мы все включаемся в работу».

Одного человека мало для такой работы, зарплата специалиста мизерная. Ставка — около 400 тысяч рублей плюс надбавка от школы в размере 200 тысяч рублей. Марина Ильина отметила, что решить проблему может введение в Беларуси института ассистента инвалида, который есть во многих странах.

Ранее с такой инициативой выступала Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам (БелАПДИиМИ). Персональный ассистент помогает инвалиду удовлетворить основные потребности (осуществить личную гигиену, одеться, раздеться, поесть), а также сопровождает человека с ограниченными возможностями в социальные и медицинские учреждения, на работу.

Согласно опыту других стран, услуги ассистента в той или иной форме оплачиваются государством. Например, в Швеции инвалид получает пенсию, которая позволяет нанять ему помощника, в некоторых других странах услуги ассистента предусмотрены системой социального страхования. Такой социальный институт позволяет человеку с инвалидностью жить самостоятельно и, главное, дома.

Специалист по коммуникациям Офиса по правам людей с инвалидностью Таисия Пастухова подчеркнула, что интегрированное обучение и институт персонального ассистента позволят людям с инвалидностью быть социально активными и выбирать, где жить. А поскольку многие захотят жить дома — расселить интернаты.


За интеграцией обучения — будущее

Детям с инвалидностью и здоровым детям нужно учиться вместеМарина Ильина отметила, что те учреждения, которые будут заниматься интегрированным обучением, должны понимать, что без этого развитие современного общества невозможно: «В обществе есть разные люди — здоровые и люди с ограничениями. У здоровых детей при правильно выстроенных отношениях в духе сотрудничества формируется отношение к детям с ограничениями как к обычным членам общества. Интегрированное обучение учит милосердию, доброте, способности оказать помощь близкому человеку. Дети с ограничениями при таком обучении лучше социализируются».

Марина Ильина считает хорошим опытом то, что дети с ограничениями учатся в обычной школе с другими детьми и тем самым демонстрируют опыт интегрированного обучения с самого начала школьной жизни. Это способствует изменению общественного сознания, избавлению от стереотипов в отношении людей с инвалидностью, подчеркнула она.



Елена СПАСЮК
←Последняя песня Эми Уайнхаус (видео)

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика