Белорусские женщины имеют право на революцию
Только участие самих женщин в политике может изменить ситуацию с гендерным неравенством в стране, считают эксперты.
Лебедько пригласил женщин в политику
В современной Беларуси отмечается значительное ухудшение положения женщин и нарушение их прав во всех сферах жизни, считает председатель Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько.
«Вопросы, касающиеся женщин, рассматриваются в Беларуси по остаточному принципу. Мы делаем попытку с этого остаточного принципа превратить вопрос в один из государственных приоритетов», — сказал Лебедько на пресс-конференции в Минске 12 сентября.
По словам лидера ОГП, в политике женщине «отводится роль исполнять самую неприятную работу, временами аморальную». «Все, кто выносил приговоры по политическим процессам, были женщинами. Во время выборов основную часть избирательных комиссий, занимающихся фальсификациями, составляют женщины», — отметил он.
При этом Лебедько отметил, что только сами женщины могут изменить свою участь, а это означает, что они должны идти в политику. По его мнению, белорусские женщины имеют право на революцию.
Сопредседатель общественного объединения «Женское независимое демократическое движение» Людмила Петина считает, что неактивность женщин в политике обусловлена во многом устоями нашего общества. С одной стороны, с женщин никто не снимает ответственности за семью, за выполнение домашней работы. С другой — опыт тех, кто уже в политике, показывает, что прессинг на женщин увеличивается многократно, если они замечены в особой непровластной активности.
Белоруски беднеют
По словам Людмилы Петиной, основной проблемой женщин является бедность по доходам и дискриминация на рынке труда. «Эта проблема особенно усугубляется в связи с социально-экономическим кризисом в стране», — отметила Петина.
Среди работников с высшим образованием женщины составляют 60,4%, а мужчины — 39,6%, среди специалистов женщин 74,2%, а мужчин только 25,8%, однако на должностях руководителей в сфере государственного управления мужчин в 10 раз больше, чем женщин. В то же время, средняя зарплата женщин на 30% ниже зарплаты мужчин.
Во многом выбор сферы деятельности предопределяет размер зарплаты. В результате белорусские женщины реализуют свой потенциал в наименее оплачиваемых профессиях и отраслях производства. Если в Европе разница в мужской и женской зарплате в зависимости от отрасли составляет около 17%, то у нас — до 20%.
Людмила Петина напомнила, что 16 августа 2011 года был принят национальный план по достижению гендерного равенства. В этот план вошли и предложения, подготовленные женским движением. Правда, часть важных рекомендаций, «например, принятие закона о гендерном равенстве и закона о предотвращении домашнего насилия, приняты в национальном плане с оговорками, то есть вначале нужно изучить целесообразность принятия этих законов, а потом разработать закон».
Между тем эти законы есть практически во всех странах Европы. В Беларуси же сами женщины, находящиеся в сфере принятия решений, если таковой можно назвать парламент, не выступают за принятие закона. Получается, что чувствительность к гендерным вопросам в нашей стороны недостаточная как у мужчин, так и у женщин.
Насилие в отношении женщин — практика белорусских властей?
Людмила Петина считает отдельной проблемой агрессивную среду по отношению к женщинам, отмечая при этом, что такое отношение транслируется сверху.
«Мне кажется, пора уже поднимать вопросы о роли первого лица в нашей стране. В каждой стране семейный статус президента — это не частное дела, а государственное», — сказала она.
По словам Людмилы Петиной, «в прошлом году перед выборами мы узнали, что у президента, оказывается, есть жена (Галина Лукашенко, 1955 года рождения. — БелаПАН)». «Многие были удивлены. Эту женщину я бы назвала даже политической мученицей. Она практически изолирована от общества, и это политическая причина», — сказала она.
«Другой пример с Ириной Абельской (бывший личный врач Александра Лукашенко, по неофициальной информации, мать его сына Николая. — БелаПАН). Считаю, если ребенок не живет со своей матерью, в этом тоже есть элемент насилия. Что эта за семья? О каких моральных семейных ценностях можно говорить, когда мы имеем такие примеры», — отметила Людмила Петина.
К слову, Александр Лукашенко периодически заявляет о вещах, которые в европейских странах не могли бы прозвучать с высоких трибун.
Так, на встрече с молодежью в октябре 2010 года он сказал: «Я хотел бы, чтобы наша женщина рожала не менее трех детей. (…) То, что Господь предопределил женщине быть матерью, неоспоримо. Какая бы карьера ни была, вам придется заниматься воспитанием своих детей. Я хочу, чтобы наша женщина рожала не меньше троих детей. (…) Если родила троих, ты получишь жилье за небольшую цену, а может, и бесплатно в зависимости от развития экономики. Если в семье четверо-пятеро детей, то это точно бесплатная квартира. Мы будем усиливать поддержку таких семей. На это мы будем нацеливать наше правительство и общество».
В послании народу и парламенту в апреле 2011 года глава государства, рассказывая о встрече с женским заводским коллективом, сказал следующее: «Я говорю — давайте договоримся, третий ребенок — это мой и чуть-чуть ваш. Четвертый, пятый и следующий — сто процентов это мои. Согласны? Молчат. А чего вы молчите? Так рожать же надо… Вот рожать я за вас, говорю, не могу».
На пресс-конференции для белорусских СМИ 17 июня Александр Лукашенко рассказал о своем видении типажа участников уличных акций новой волны («молчаливой революции») — это «человек 16-17 лет, сигарета в зубах и, как бревно, под левой рукой девчонка какая-то, такая же курящая».
Проблема в том, что в Беларуси мало кого возмущают подобное отношение к женщине, самих женщин в том числе. Какая тут женская революция?
Елена СПАСЮК