Женщины у руля
Лихо подрезая соседние автомобили на светофорах и диагонально паркуясь за несколько секунд, женщины-водители отвоевали себе место на белорусских дорогах.
Были, есть и будутВ Беларуси каждый третий водитель — женщина. Бум пришелся на 90-е. Тогда машины стали доступнее, а дел появилось больше. Преимущества личного авто перед общественным транспортом оценили и белорусские женщины. Вот и подались в автошколы изучать азы “неженского” дела. Конечно, водители на каблуках были на белорусских дорогах и раньше, но в каждом городе пересчитать их можно было буквально по пальцам. В независимой Беларуси появился новый тип водителя — с аккуратным макияжем, в юбке и обязательно пристегнутый.
Сегодня на занятиях в автошколах — “цветник”. Дарья Шульга, студентка и курсант одной из минских автошкол, рассказывает, что в ее учебной группе большинство — женщины. “Мужчин мало, женщин значительно больше. Все дамы очень разные, с разным социальным статусом и семейным положением”, — отмечает Дарья.
С ней соглашается заместитель директора одной из минских автошкол. “Сегодня в группе в среднем 60—70 процентов — женщины. Осенью это в основном студенты, зимой число желающих получить права уменьшается, а потом на смену приходит очередной поток и, как правило, это домохозяйки”, — рассказывает Александр Микулич.
Стремление обрести большую самостоятельность — основной мотив, которым руководствуются женщины, покупая книжечку с ПДД. Именно поэтому и Дарья записалась в автошколу. “На автомобиле гораздо удобнее добираться в городе по своим делам. Когда ты на машине, то чувствуешь свою независимость. Я, конечно, буду не против, если вдруг появится кто-то, кто захочет меня везде возить. Но ситуации в жизни бывают ведь разные”, — говорит девушка.
Против грубой мужской силы...Обучать девушек вождению — проще. Александр Микулич, заместитель директора автошколы, считает, что женщины более ответственны в обучении навыкам вождения автомобиля. “Женщины более педантичны. Им сказал — они сделали. А те из них, которые занимались спортом или танцами, имеют порой лучшую координацию движений, чем мужчины”, — рассказывает преподаватель.
Помогает им в этом женский гормон эстроген. Эти гормоны являются модуляторами деятельности коры головного мозга и лобной доли в частности. Кора передних долей полушарий мозга отвечает за функции внимания и обучения, кроме того, здесь находятся центры регуляции настроения и поведенческой деятельности. Проведенные тесты показывают, что благодаря этому гормону женщинам легче выучить правила и переключать внимание.
Дарья Шульга впервые села за руль со спокойной душой. Ведь ее преподаватель в автошколе не раз рассказывал на занятиях, что женщины ездят на машине лучше: они и правила дотошнее изучают, и переучивать их практически не надо, в отличие от большинства мужчин, которые уже сидели за рулем.
Спокойствие, только спокойствиеКак сообщает немецкий журнал Apotheken Umschau, практически каждая женщина предпочитает спокойный и осторожный стиль вождения. Кроме того, дамы крайне редко проявляют агрессию и не считают нужным сигналить без необходимости. Мужчины гораздо чаще нарушают ПДД, всеми доступными средствами выражают недовольство другими участниками дорожного движения и склонны к агрессивному поведению в конфликтных ситуациях.
Почти три четверти женщин (75,5%) признались, что за рулем автомобиля сознательно проявляют осторожность и избегают агрессивности, среди мужчин такое отношение к вождению было отмечено только у 57,6% респондентов.
Что касается страсти к лихачеству, то примерно 70% опрошенных женщин и лишь 56% мужчин стараются не превышать скорость. Если на автобане левая полоса движения безнадежно блокирована медленно ползущим транспортным средством, то на обгон справа решаются пойти 15% автолюбительниц и почти каждый четвертый автолюбитель (22,9%).
Но какими бы пластичными, терпеливыми и педантичными женщины ни были, аварий им избежать не удается.
Цвет все же имеет значениеВ прошлом году женщины-водители стали участниками 494 дорожно-транспортных происшествий. Это примерно каждое шестое ДТП в стране. Причем самый “аварийный” возраст у дам — 24—28 лет. В 2010 году именно эта возрастная категория совершила 111 ДТП. А вот в возрастной категории от 19 до 23 лет в 2010 году ДТП в нашей стране совершила каждая третья девушка-водитель. Среди них были водители с разным стажем. Есть различие и по цвету авто. Так, самые опасные водительницы — на синих автомобилях: в 2010 году “женские” автомобили такого цвета стали причиной 96 ДТП.
Женский пол в сводках ГАИ встречается регулярно. На днях в Борисове 26-летняя девушка за рулем Fiat врезалась в здание магазина и погибла. А в Бресте из-за женщины за рулем перевернулась маршрутка. Но все же, как показывает статистика, на белорусских дорогах это скорее исключение.
Женщина?Цветы и скидка!Женщины за рулем вызывают гамму чувств не только у водителей-мужчин. Инспекторы ГАИ всегда внимательно относятся к этой категории автомобилистов. Ежегодные цветы на 8 Марта порадовали не одну женщину-водителя нашей страны.
А столичная служба автоспасения 116 даже открыла специальный тариф “Женский” — 1 эвакуация и 2 технические помощи в подарок. Но, как рассказывают работники службы, женщины обращаются за помощью раза в 4 реже, чем мужчины. Но скидка все равно вещь приятная.
Среди белорусских женщин-водителей немало известных персонСветлана БОРОВСКАЯ,ведущая программы“Добрай раніцы, Беларусь!”:
— Мой стаж за рулем 15 лет. Я начала ездить на 2-м Golf кофейного цвета. За руль моей машины я никого не пускаю. Всегда езжу только сама. Мне так комфортно. Мой импульс иногда немного быстрее, чем положенная скорость. Но езжу я очень осторожно. А что касается неприятных ситуаций, когда кто-то кого-то подрезает, то здесь я придумала маленькую хитрость. Чтобы после неприятной ситуации настроение не испортилось, нужно собрать волю в кулак, сложить ручки вместе и мило улыбнуться. Любой нормальный мужчина отнесется к такому поведению с пониманием и вместо неприятных слов лишь махнет рукой. А чтобы таких ситуаций не было вообще, надо любить людей вокруг и быть сдержанным.
Надежда ЕРМАКОВА,председатель правления Национального банка Беларуси:
— У меня есть права, лет 20 назад “рулила”. Самой первой машиной у нас был “Москвич” бирюзово-зеленого цвета. Это была семейная машина, и лет пять подряд я могла, если нужно, сесть за руль. Но сейчас за рулем ездить не хочу. Слишком агрессивное вождение на улицах Минска. Если за городом где-то проехать, я еще смогла бы, но в Минске — не хочу.
Инна АФАНАСЬЕВА,заслуженная артистка Республики Беларусь:
— За рулем я с 1987 года. Первая машина была нашим семейным автомобилем— Volvo. Большая семейная машина. А мое первое личное авто — Mersedes 190, белый. Именно о таком я в детстве и мечтала. Я прекрасно отношусь к женщинам за рулем. Женщины — это матери по природе. Поэтому инстинкт самосохранения у них развит лучше. И за рулем они в силу этого ведут себя более осмотрительно. Хотя я, например, не чувствую скорости. И это для меня серьезная проблема. На дороге встречаются невоспитанные, некультурные мужчины. Причем чаще всего это мужчины на достаточно дорогих авто.
Ольга Данилейко не просто женщина-водитель. Под ее управлением самая “мужская” машина — джип. Успешная и красивая, она возглавляет единственный в Беларуси женский экипаж по джип-триалу. Ольга не раз становилась призером республиканских соревнований по этому экстремальному виду спорта.
Не так давно Ольга стала мамой. Но в перерывах между кормлениями вместе с напарницей-штурманом наматывала круги по трассам. А в прошлом месяце женщины вернулись с первого международного женского ралли “Екатерина” с почетным вторым местом.
Сама Ольга считает, что женщина за рулем — это хорошее и правильное явление. “Женщины по своей природе более нежные и спокойные. Мужчины эмоциональны и раздражительны”, — считает Ольга. Усомниться в ее словах сложно, ведь за плечами у нее более 20 лет вождения.
На двух колесах
Менеджер по рекламе Екатерина Архипович машине предпочитает скутер. Но иногда садится за руль мотоцикла или авто. Она рассказывает, что на дорогах к девушке за рулем мотоцикла относятся с вниманием и даже почтением. Пропускают вперед, на светофорах интересуются, что за марка, какой объем двигателя. Екатерина признается, что за рулем она всегда сосредоточенна и чувствует себя уверенно. В отличие от “блондинок на Porshe, которые разговаривают по телефону и смотрят не в то зеркало”, а после еще и подрезают. “Просто у всех разные приоритеты”, — считает Екатерина.
На четырёх колёсах
Ольга Данилейко не просто женщина-водитель. Под ее управлением самая “мужская” машина — джип. Успешная и красивая, она возглавляет единственный в Беларуси женский экипаж по джип-триалу. Ольга не раз становилась призером республиканских соревнований по этому экстремальному виду спорта.
Не так давно Ольга стала мамой. Но в перерывах между кормлениями вместе с напарницей-штурманом наматывала круги по трассам. А в прошлом месяце женщины вернулись с первого международного женского ралли “Екатерина” с почетным вторым местом.
Сама Ольга считает, что женщина за рулем — это хорошее и правильное явление. “Женщины по своей природе более нежные и спокойные. Мужчины эмоциональны и раздражительны”, — считает Ольга. Усомниться в ее словах сложно, ведь за плечами у нее более 20 лет вождения.
Светлана ИСАЕНОК, “НГ”