Полесские прогулки: расправляя подводные крылья
08.09.2011 13:58
—
Новости Общества
Полесские прогулки: расправляя подводные крылья
Корреспонденты TUT.BY проплыли по известному водному маршруту советского времени, взглянули с Припяти на президентскую дачу и поговорили с капитаном "крылатого" теплохода о прошлом и настоящем белорусского пассажирского флота.
Для того, чтобы полюбоваться красотами природы, ехать далеко вовсе не обязательно. По крайней мере, даже закоренелые скептики уже знают, что взглянуть в Беларуси есть на что. Была бы возможность. И такая возможность есть: в минувшем году знаменитый в советское время водный маршрут из Мозыря в Туров очнулся от летаргического сна длиной более чем в два десятка лет.
В недавние выходные мы оказались на борту "Полесье-05". По отзывам тех, кто "плавал, знает", 162 километра от Мозыря до Турова должны были пролететь незаметно. Причем никаких метафор – именно пролететь, потому как "Полесье" официально так и называется – судно на подводных крыльях. Если коротко: набирать высокую скорость (вплоть до 100 километров в час) теплоходу удается за счет особых крыльев, которые находятся под корпусом и приподнимают его над водой.
Стоит заметить, что "Полесье" - ценный скоростной теплоход, которым вполне может гордиться белорусское судостроение. Создавались СПК – судна на подводных крыльях – на Гомельском судостроительном заводе с 1983 по 1996 год. За тринадцать лет предприятие создало более ста теплоходов такого типа, причем большинство кораблей разошлись в разные уголки бывшего СССР и мира. В самой Беларуси в восьмидесятых было 15 "крылатых" теплоходов. Почти все они были распроданы в непростые девяностые. Ныне СПК "Полесье", которое выправляется в плавания республиканским унитарным предприятием "Нижне-Припятское" - единственное в Беларуси.
Пренебрегая сильным ветром (скорость "Полесья" порой достигает 75 километров в час, а ведь еще и осень на дворе!), значительную часть пути проводим на верхней палубе. Посмотреть есть на что – как-никак, маршрут проходит по территории Национального парка "Припятский". Кстати, в расписании обозначено почти два десятка остановок, однако между конечными пунктами ненадолго причаливаем лишь в Петрикове, потому что там выходят некоторые пассажиры. Капитан-механик Николай Юницкий объясняет: корабль придерживается расписания, но останавливаться нет смысла, если никого нет на причале.
Засидевшихся в теплой каюте подзадоривает моторист Владимир Логвинец – он выходит из капитанской рубки и с улыбкой объявляет:
- А сейчас будем проплывать дачу президента. Можете взглянуть.
Многие любопытно устремляются наверх. Скоро в прибрежной зоне показываются стильные особняки – резиденция в Лясковичах…. Что ж, виды из ее окон наверняка открываются неплохие. Похоже, именно они способствовали прошлогодним обещаниям Александра Лукашенко возродить пассажирское судоходство на крупной полесской реке.
Кстати, Николай Юницкий водил это "Полесье" и прошлым летом, и нынешим, и в советские годы. А значит – может сравнить, что было "тогда" и что есть "сегодня".
- Конечно, очень хорошо, что судно снова ходит по прежнему маршруту. Но все-таки масштабы не те. Смотрите сами: теперь мы ходим в Туров только раз в неделю. А раньше из Мозыря можно было уплыть и в Туров, и в Пинск, и в Гомель, и в Киев. Только в Киев было по 5 рейсов в день – 3 утром и 2 в обед, - вспоминает капитан "Полесья", - Пассажирам было удобно пересесть в Пинске с нашего теплохода на другую "ракету" и попасть в столицу Украины.
Когда теплоход только-только вернулся на маршрут прошлым летом, РУП "Нижне-Припятское" делилось с журналистами планами постепенно возобновить рейсы до Пинска, до Столина.
- По моим прикидкам до Столина теплоход вряд ли пустят. Да и Горынь не вполне судоходная река. А вот до Пинска когда-нибудь – вполне может быть. Это 362 километра, по которым в былые времена мы ходили. Спрашиваете, что с рейсами на Киев? Дело в том, что тот маршрут проходил через деревни, которые забросили после Чернобыля. Так что людей там вообще нет.
Не жаловались раньше и на число пассажиров. Причем, говорит капитан, "Полесье" активно использовалось как транспорт, потому что в этих краях тогда еще не было "нормальных дорог". Хотя в некоторые деревни на нашем пути, например в Мордвин, Снядин и сейчас попасть быстрее по реке, чем по дороге.
- Иногда мозыряне-дети плавают к родителям, оставшимся в глухих здешних деревнях,но больше на теплоходе все-таки туристов. А это в основном молодые люди из России и Беларуси, которые узнали о нас от друзей в интернете.
- А с заполняемостью судна постоянно так? – спрашиваем, оглядывая нескольких пассажиров, плывущих на теплоходе, который готов принять на борт полсотни человек.
- Несколько раз удалось заполнить борт, да так, что не поместились все желающие, но чаще всего на рейсы остается много свободных мест. Иногда вот так, плывем ради десятка человек, - вглядываясь в речную даль, рассуждает Николай Юницкий, - Оно и понятно. Все-таки не каждый может себе позволить билет за 57 с копейками тысяч. А если учитывать, что большая часть пассажиров возвращается с нашим же кораблем в Мозырь, то и все 115 тысяч. В советские годы было намного дешевле. Раньше маршрут "Мозырь-Туров" стоил что-то около шести с половиной рублей.
Билеты и впрямь не дешевые, но и судно ведь расходует немало топлива – на путь в Туров и обратно уходит 1020 литров солярки. Плюс расходы на обслуживания теплохода надо покрывать. Да и подоспело время менять или хотя бы делать капитальный ремонт двигателя – "сердце" "Полесья" можно починить только в Лиде, а купить новое и вовсе лишь в Санкт-Петербурге. Стоит он, кстати, 65-68 тысяч долларов. Вот и получается, что в прошлом доходные рейсы, сегодня мало себя оправдывают с экономической точки зрения. Многие боялись, что этим летом судно снова не выйдет на маршрут. Но все же вышло, хоть и только в середине августа.
Пожалуй, неплохую финансовую подмогу обеспечивают прогулки на "Полесье" в районе Мозыря, которые заказывают на свадьбы, юбилеи, выпускные вечера. Так что, при умелом подходе можно потихоньку приучить пассажиров и к туристическому маршруту до Мозыря. Правда, по словам капитана, люди часто удивляются, что по пути плохо развита инфраструктура. Гостям хотелось бы иметь возможность выйти на какой-нибудь остановке и перекусить, купить сувениры. Может, тогда бы ездили чаще.
Когда судно причаливалось в Турове, думалось: пожалуй, этот полесский маршрут – один из проектов, которые нельзя терять даже несмотря на изначальную нерентабельность. Наоборот, стоит пытаться сделать его более прибыльным и посещаемым. Как – это уже другой вопрос, ожидающий чьи-нибудь светлую голову и здравый ум.
P.S. Ожидается, что в этом году "Полесье-05" будет курсировать по маршруту Мозырь-Туров еще 2 субботы – до 17 сентября. Можно успеть прокатиться.
Фото: Александр Петухович
Для того, чтобы полюбоваться красотами природы, ехать далеко вовсе не обязательно. По крайней мере, даже закоренелые скептики уже знают, что взглянуть в Беларуси есть на что. Была бы возможность. И такая возможность есть: в минувшем году знаменитый в советское время водный маршрут из Мозыря в Туров очнулся от летаргического сна длиной более чем в два десятка лет.
В недавние выходные мы оказались на борту "Полесье-05". По отзывам тех, кто "плавал, знает", 162 километра от Мозыря до Турова должны были пролететь незаметно. Причем никаких метафор – именно пролететь, потому как "Полесье" официально так и называется – судно на подводных крыльях. Если коротко: набирать высокую скорость (вплоть до 100 километров в час) теплоходу удается за счет особых крыльев, которые находятся под корпусом и приподнимают его над водой.
Стоит заметить, что "Полесье" - ценный скоростной теплоход, которым вполне может гордиться белорусское судостроение. Создавались СПК – судна на подводных крыльях – на Гомельском судостроительном заводе с 1983 по 1996 год. За тринадцать лет предприятие создало более ста теплоходов такого типа, причем большинство кораблей разошлись в разные уголки бывшего СССР и мира. В самой Беларуси в восьмидесятых было 15 "крылатых" теплоходов. Почти все они были распроданы в непростые девяностые. Ныне СПК "Полесье", которое выправляется в плавания республиканским унитарным предприятием "Нижне-Припятское" - единственное в Беларуси.
Пренебрегая сильным ветром (скорость "Полесья" порой достигает 75 километров в час, а ведь еще и осень на дворе!), значительную часть пути проводим на верхней палубе. Посмотреть есть на что – как-никак, маршрут проходит по территории Национального парка "Припятский". Кстати, в расписании обозначено почти два десятка остановок, однако между конечными пунктами ненадолго причаливаем лишь в Петрикове, потому что там выходят некоторые пассажиры. Капитан-механик Николай Юницкий объясняет: корабль придерживается расписания, но останавливаться нет смысла, если никого нет на причале.
Засидевшихся в теплой каюте подзадоривает моторист Владимир Логвинец – он выходит из капитанской рубки и с улыбкой объявляет:
- А сейчас будем проплывать дачу президента. Можете взглянуть.
Многие любопытно устремляются наверх. Скоро в прибрежной зоне показываются стильные особняки – резиденция в Лясковичах…. Что ж, виды из ее окон наверняка открываются неплохие. Похоже, именно они способствовали прошлогодним обещаниям Александра Лукашенко возродить пассажирское судоходство на крупной полесской реке.
Кстати, Николай Юницкий водил это "Полесье" и прошлым летом, и нынешим, и в советские годы. А значит – может сравнить, что было "тогда" и что есть "сегодня".
- Конечно, очень хорошо, что судно снова ходит по прежнему маршруту. Но все-таки масштабы не те. Смотрите сами: теперь мы ходим в Туров только раз в неделю. А раньше из Мозыря можно было уплыть и в Туров, и в Пинск, и в Гомель, и в Киев. Только в Киев было по 5 рейсов в день – 3 утром и 2 в обед, - вспоминает капитан "Полесья", - Пассажирам было удобно пересесть в Пинске с нашего теплохода на другую "ракету" и попасть в столицу Украины.
Когда теплоход только-только вернулся на маршрут прошлым летом, РУП "Нижне-Припятское" делилось с журналистами планами постепенно возобновить рейсы до Пинска, до Столина.
- По моим прикидкам до Столина теплоход вряд ли пустят. Да и Горынь не вполне судоходная река. А вот до Пинска когда-нибудь – вполне может быть. Это 362 километра, по которым в былые времена мы ходили. Спрашиваете, что с рейсами на Киев? Дело в том, что тот маршрут проходил через деревни, которые забросили после Чернобыля. Так что людей там вообще нет.
Не жаловались раньше и на число пассажиров. Причем, говорит капитан, "Полесье" активно использовалось как транспорт, потому что в этих краях тогда еще не было "нормальных дорог". Хотя в некоторые деревни на нашем пути, например в Мордвин, Снядин и сейчас попасть быстрее по реке, чем по дороге.
- Иногда мозыряне-дети плавают к родителям, оставшимся в глухих здешних деревнях,но больше на теплоходе все-таки туристов. А это в основном молодые люди из России и Беларуси, которые узнали о нас от друзей в интернете.
- А с заполняемостью судна постоянно так? – спрашиваем, оглядывая нескольких пассажиров, плывущих на теплоходе, который готов принять на борт полсотни человек.
- Несколько раз удалось заполнить борт, да так, что не поместились все желающие, но чаще всего на рейсы остается много свободных мест. Иногда вот так, плывем ради десятка человек, - вглядываясь в речную даль, рассуждает Николай Юницкий, - Оно и понятно. Все-таки не каждый может себе позволить билет за 57 с копейками тысяч. А если учитывать, что большая часть пассажиров возвращается с нашим же кораблем в Мозырь, то и все 115 тысяч. В советские годы было намного дешевле. Раньше маршрут "Мозырь-Туров" стоил что-то около шести с половиной рублей.
Билеты и впрямь не дешевые, но и судно ведь расходует немало топлива – на путь в Туров и обратно уходит 1020 литров солярки. Плюс расходы на обслуживания теплохода надо покрывать. Да и подоспело время менять или хотя бы делать капитальный ремонт двигателя – "сердце" "Полесья" можно починить только в Лиде, а купить новое и вовсе лишь в Санкт-Петербурге. Стоит он, кстати, 65-68 тысяч долларов. Вот и получается, что в прошлом доходные рейсы, сегодня мало себя оправдывают с экономической точки зрения. Многие боялись, что этим летом судно снова не выйдет на маршрут. Но все же вышло, хоть и только в середине августа.
Пожалуй, неплохую финансовую подмогу обеспечивают прогулки на "Полесье" в районе Мозыря, которые заказывают на свадьбы, юбилеи, выпускные вечера. Так что, при умелом подходе можно потихоньку приучить пассажиров и к туристическому маршруту до Мозыря. Правда, по словам капитана, люди часто удивляются, что по пути плохо развита инфраструктура. Гостям хотелось бы иметь возможность выйти на какой-нибудь остановке и перекусить, купить сувениры. Может, тогда бы ездили чаще.
Когда судно причаливалось в Турове, думалось: пожалуй, этот полесский маршрут – один из проектов, которые нельзя терять даже несмотря на изначальную нерентабельность. Наоборот, стоит пытаться сделать его более прибыльным и посещаемым. Как – это уже другой вопрос, ожидающий чьи-нибудь светлую голову и здравый ум.
P.S. Ожидается, что в этом году "Полесье-05" будет курсировать по маршруту Мозырь-Туров еще 2 субботы – до 17 сентября. Можно успеть прокатиться.
Фото: Александр Петухович