Импортозамещение с прагматическим подходом
(Окончание. Начало в номере за 6 сентября с. г.)
Несмотря на усилия отечественных производителей, парк зарубежной техники еще достаточно велик. Каким должен быть импорт? За счет чего можно обеспечить его разумный баланс и насколько перспективны экспортные направления? Об этих и некоторых других проблемах продолжают дискуссию участники «круглого стола» «БН».
Андрей ДЮЖЕВ: — Высокотехнологичные компоненты, которые мы вынуждены закупать, должны компенсироваться поставками нашей продукции на экспорт. Сегодня на «Гомсельмаше» достигли баланса между импортом и экспортом. Зато теперь поставляем машины не только своему потребителю, но и за пределы республики. Результаты неплохие: предприятие занимает четвертое место в мире по производству зерноуборочных комбайнов после John Deere, Claas и New Holland.
Борис КРУТАЛЕВИЧ: — Перед «Амкодором» тоже стоят очень серьезные задачи по выходу на внешний рынок с товаром, соответствующим западному. Первые шаги уже сделаны — есть договоренности с сельхозпредприятиями России, Украины и Казахстана.
Что касается импортозамещения, то без комплектующих, которые в стране не выпускаются, мы не обойдемся. Но, конечно, минимизировать их количество нужно обязательно. Исходя из этого мы и строим свои планы.
Владимир КУЛЬКА: — Надо отдать должное нашим объединениям — «Гомсельмашу», тракторному заводу, «Амкодору», — которые уже выпускают весь набор необходимой АПК сельхозтехники. Причем достаточно качественной и надежной, практически не уступающей зарубежной. Единственная позиция, которая требует пока постоянного внимания — это свеклоуборочный комбайн. Буквально за семь-восемь лет мы от ста процентов импортной техники пришли к тридцати трем. Это очень хороший показатель. Но работы по программе импортозамещения еще немало. Тем более что еще есть ряд позиций, где господствует импорт. Это касается машин для уборки смородины, зеленого горошка, фасоли. Их парк составляет буквально единицы, ну, может, с десяток. Оно и понятно, большой потребности в них нет. Эта техника так и останется импортной составляющей. А если понадобится расширить такой парк, то уверен: наша наука и производственники и с этой задачей справятся успешно.
Сегодня немало проблем и в механизации плодоводства. Развивается садоводство, закладываются молодые сады, и, естественно, импортной техникой здесь тоже не обойдешься — дорого. Придется идти по пути импортозамещения. Ждут предложений от науки, конструкторов и овощеводы. Нужно механизировать уборку наших традиционных культур, таких как капуста, свекла, морковь.
Иван СУШКО: — Сегодня мы работаем под заявки сельхозпроизводителей. Отечественная сельхозтехника на наших полях проходит, образно говоря, боевые испытания, учитываем все замечания и пожелания сельчан и дальше дорабатываем ее для экспортных поставок.
Министерство промышленности не раз проводило совещания по импортозамещению. Разработана программа по снижению зарубежной составляющей в выпускаемой продукции. Планируется освоить порядка 60 позиций импортозамещающей продукции для крупнейших отечественных производителей. При этом учитывается и экономическая заинтересованность предприятий. Только за прошлую пятилетку тракторным заводом выпущено на 133 миллиона долларов новой сельхозтехники, которая заменила импортную, «Гомсельмашем» — на 850 миллионов долларов. Если в прошлом году экспорт на «Гомсельмаше» составлял 34 процента, то сегодня превысил 40. На Минском тракторном эти показатели составляют соответственно 54 и 79 процентов — с учетом взаимной кооперации.
К сожалению, программа импортозамещения этого года полностью не сработала из-за недостатка финансирования. Первоначально планировалось выделить 4,3 триллиона рублей кредитных ресурсов, получили 2,1. Поэтому нашим предприятиям пришлось на ходу менять свои стратегии.
Да, пока за образец мы берем импортный аналог, потому что изобретать велосипед не имеет смысла. 60 предприятий работают над созданием новых образцов, причем не только сельскохозяйственной техники. Но окончательно исключить импортную составляющую мы никогда не сможем, даже металл — это стопроцентный импорт. Поэтому мы должны вкладывать свою добавленную стоимость в эти машины.
Андрей ДЮЖЕВ: — Да, мы в Беларуси обладаем достаточно мощным потенциалом, чтобы создать нормальные системы, которые позволят автоматизировать наши изделия. Но для этого требуется сырье, которое у нас отсутствует. Скажем, российская лопата всегда будет конкурентоспособнее нашей: у них и железо свое, и электроэнергия, и т. п. Поэтому мы можем выиграть только на добавленной стоимости, то есть на том интеллекте, который у нас есть и который мы должны вложить в наши изделия.
«БН»: — Какова доля импортной составляющей в продукции «Гомсельмаша»?
Андрей ДЮЖЕВ: — Большая. Здесь подход такой: при создании новой машины мы изначально предъявляемые к ней требования согласовываем. У нас, слава Богу, в стране клиенты требовательные. Первое, что мы слышим, — очень жестокие требования по надежности. Мы перепроверили с институтом Академии наук, и оказалось, что они абсолютно оптимальны и рациональны. И чем сложнее машина, тем качественнее и надежнее должны быть комплектующие. Поэтому, конечно, покупные, которые определяют надежность, берем только у лучших мировых производителей. Далее, естественно, пытаемся применить такое решение, которое позволит покупать их как можно меньше. И сразу прорабатываем с нашими коллегами по Минпрому вопросы аналогичного производства отечественных узлов и запчастей. Если мы вовремя начнем об одном и том же думать, все будет хорошо. По копеечкам, по крохам это все замещается. Но главное, чтобы качество тех элементов, которые мы ставим вместо мировых, не подкосило нам машину.
Владимир МИСЬКО: — Есть и такая проблема: от наших отечественных заводов мы получаем сложные сельхозмашины без нормативно-технической ремонтной документации. Нет даже руководства по сборке-разборке. А к современной технике с молотком не подойдешь, она требует технологии ремонта. Поэтому предприятия Минпрома должны срочно нам ее предоставить. Как это делает, например, «Гомсельмаш». И так по всем видам машин.
Иван СУШКО: — Проблем здесь нет, все будет сделано.
«БН»: — Недавно на коллегии Комитета госконтроля рассматривалось выполнение программы импортозамещения. Одной из причин, тормозящих ее продвижение, была названа некоторая разобщенность между ведомствами…
Иван СУШКО: — Как раз-таки наоборот. В последние годы мы работаем в очень тесном контакте с Минсельхозпродом. Постоянно проводим совместные коллегии и по качеству, и по закупке техники, запчастей. Сейчас работа ведется уже на уровне управлений.
Владимир КУЛЬКА: — Сегодня мы много говорили об импортозамещении, о новой технике. Но хотелось бы затронуть еще два важных момента — кадры и сервис. Это киты в производстве и эксплуатации сельскохозяйственной техники.
Очень хорошо, что «Гомсельмаш» организовал у себя учебу и все новейшие комбайны поступают только туда, где механизаторы прошли обучение. Точно такая же ситуация с новейшими тракторами и сушилками. Прежде чем подписать акт о приемке сушилки, необходимо знать, что там будет работать не случайный человек, а специалист, прошедший обучение. Это правильно даже с позиции стоимости машины и оборудования, цена на которые доходит до миллиардов рублей. Надо создавать и учебные фильмы, как это опять же делается на «Гомсельмаше» и во всем цивилизованном мире. Причем еще на стадии окончания конструкторской разработки. И пусть это входит в затратную часть на создание машины.
Сервис — крайне важный вопрос. Сегодня мы должны переходить к вопросам диагностики и профилактики, поэтому нужно сразу же разрабатывать и диагностическое оборудование, которым необходимо оснащать сервисные центры.
«БН»: — Совершенно очевидно, что наука, производственники и эксплуатационники должны быть единым звеном. Только соединение этой цепи даст положительный результат. И тогда меньше понадобится запасных частей в целом, в том числе и по программе импортозамещения.
Уважаемые участники «круглого стола»! Благодарим вас за интересную и, надеемся, полезную дискуссию.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»
Фото Павла ЧУЙКО, «БН