Импортозамещение с прагматическим подходом

Источник материала:  
БЕЛАРУСЬ не обладает значительными запасами сырьевых ресурсов, многое приходится импортировать: газ, нефть, материалы, комплектующие, оборудование. Причем во всевозрастающих объемах и ценах. Поэтому сегодня к провозглашенным в этом году трем «И» — инициатива, инвестиции и инновации — добавляется четвертое «И» — импортозамещение. Об этом говорил Президент страны на недавнем совещании по вопросам социально-экономического развития. Анализируя взаимосвязь проблем в белорусской финансовой системе с состоянием внешней торговли, Александр Лукашенко придал особое значение импортозамещению. Каким должен быть импорт и как обеспечить его разумный баланс? Каковы реальные результаты разработок и внедрения отечественной импортозамещающей сельхозтехники? Насколько она соответствует ожиданиям аграриев и почему при реализации многих проектов используется немалая доля зарубежных комплектующих и ресурсов? Об этом за «круглым столом» «БН» шел серьезный и предметный разговор, в котором приняли участие: Иван СУШКО, начальник управления сельхозмашиностроения Министерства промышленности республики, Владимир КУЛЬКА, заместитель начальника Главного управления механизации и технического прогресса Минсельхозпрода, Борис КРУТАЛЕВИЧ, главный конструктор по сельхозмашинам и оборудованию АПК ОАО «Амкодор», Андрей ДЮЖЕВ, генеральный конструктор — директор РКУП «ГСКБ по зерноуборочной и кормоуборочной технике» РУП ПО «Гомсельмаш» и Владимир МИСЬКО, заместитель генерального директора — главный инженер РО «Белагросервис».

«БН»: — Сегодня парк импортной сельхозтехники еще достаточно велик: 877 тракторов и 1520 зерноуборочных, 720 кормоуборочных, 229 свеклоуборочных комбайнов. В хозяйствах немало других зарубежных машин и оборудования. Какова ситуация с обеспечением запчастями?

Владимир КУЛЬКА: — Действительно, в агропромышленном комплексе республики импортной техники используется еще достаточно много. По тракторам, например, импортная составляющая сегодня занимает 1,8 процента, по зерноуборочным комбайнам — 10,8, кормоуборочной технике — 15, свеклоуборочным комбайнам — 31 и комбинированным почвообрабатывающим посевным агрегатам — 34 процента.

При этом должен сказать, что желание иметь зарубежную сельскохозяйственную технику не прихоть селян. В основном закупалась она в 90-е годы, когда промышленность Советского Союза рухнула, а наша еще не смогла наладить выпуск аналогичных отечественных машин. Поэтому сегодня, имея такой парк импортной техники, мы встали перед проблемой ремонта и обеспечения запасными частями. Если заказываем через какие-то структуры, то ждем минимум две недели. И совсем другая ситуация с отечественными аналогами, изготовленными на предприятиях республики по импортозамещению, — сельхозпредприятия получают их гораздо быстрее и, что не менее важно, дешевле. Поэтому освоение и производство запчастей для импортной техники надо ускорить. Думается, здесь не нужно даже выискивать экономическую эффективность для предприятия-изготовителя, потому что это нужно народному хозяйству. Понятно, что заниматься производством 50 деталей экономически невыгодно и нецелесообразно, но эффект для агропромышленного комплекса будет колоссальный. Я в этом уверен.

Владимир МИСЬКО: — Обеспечение запасными частями сложных сельхозмашин и оборудования импортного производства сегодня стало проблемой. Поэтому республиканское объединение «Белагросервис» совместно с областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию разработали программу импортозамещения. Ее цель — наладить производство аналогичной техники, оборудования и запчастей для снижения зависимости ремонтных предприятий агросервиса и сельхозпредприятий от импортеров. Когда программа будет принята, мы надеемся на помощь Минпрома и Минсельхозпрода. Нам необходимо технологически дооснаститься, потому как пока мы на порядок отстаем. Сегодня 15 наших предприятий освоили 600 различных узлов, запчастей для сельхозтехники. В перспективе планируем довести их количество до 27 и к 2015 году выйти на 900 наименований, обеспечивая безотказную работу сельхозтехники во время проведения полевых и других работ. Многое из того, что сегодня покупается за валюту, по программе импортозамещения и валютосбережения должно и будет производиться на отечественных предприятиях. Мы договорились с «Гомсельмашем», «Лидсельмашем», Минским тракторным и другими заводами о том, что определенные узлы и запчасти к выпускаемым там машинам будут изготавливаться у нас. Конечно, западные фирмы свою документацию нам не предоставят, но по образцам аналоги сделаем элементарно. И мы видим в этом как раз-таки очень перспективное направление.

Андрей ДЮЖЕВ: — Убежден, что если серийно у себя производить что-то невозможно и невыгодно, то лучше продолжать покупать у тех, кто изготавливает такие комплектующие при наилучшем сочетании цены и качества. Что касается снабжения покупными запчастями, мы должны вместе точно определять, сколько, чего и кому нужно. Если в разы не ошибемся, то у нас все получится, а закупим лишнее — это уже несерьезно.

Иван СУШКО: — В первую очередь создаются производства по замене тех импортных комплектующих, которые требуются чаще всего и очень дорогие. Но экономически это не всегда целесообразно: выпускаемые у нас запчасти никогда не будут качественнее, да и дешевле тех, что производят заводы-изготовители. Поэтому сегодня это скорее вынужденная мера. Перспектив в работе по этим запчастям в дальнейшем не будет. Машины и оборудование должны обеспечиваться запчастями тех предприятий, которые их изготавливают. В этом году мы на сто процентов можем обеспечить тракторами любого ряда всю республику, поэтому по импорту не закупалось ни одной единицы. Такая же задача стоит и перед «Гомсельмашем», освоившим и выпускающим гамму зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, которые полностью закрывают потребности республики.

То же самое можно сказать и о технике для заготовки сена, о зерносушильных комплексах. Если их машины комплектуются импортным оборудованием, то предприятия-изготовители берут на себя стопроцентную обязанность обеспечивать их запчастями как в гарантийный, так и послегарантийный периоды.

Андрей ДЮЖЕВ: — Мы все здесь знаем друг друга и немножко недоговариваем. Как мы отбирали продукцию, которую Владимир Григорьевич Мисько сегодня производит на своих предприятиях? Сначала встречались с его техническими специалистами и определяли, во-первых, на что большой спрос, и, во-вторых, что технологически они способны качественно изготовить. Конечно, на производство, скажем, шестерней мы не претендуем, но, предположим, сварить корпус элеватора и поставить в него два вала и цепь при наличии элементарной оснастки — это возможно. Поэтому еще многие комплектующие, которые представляют технологические трудности, сегодня «не охвачены».

Для всех западных производителей характерна одна закономерность — на собственные конвейеры внутри корпорации они поставляют какую-то деталь по цене 100 процентов, а для запчастей она идет по цене 250—300 процентов. Соответственно, и до нас доходит по такой же. Поэтому если у нас есть технологические возможности сделать аналогичную деталь такого же качества ну пускай не за 100, а за 200 процентов, то все равно она получается более выгодной. Ну а жизненный цикл машин, которые куплены ранее, конечно, нужно завершить достойно.

В чем сегодня проблема? На «Гомсельмаше» в производстве постоянно задействовано 300 тысяч различных технологий. Сейчас мы с трудом внедряем современную систему управления производством, так как старые внутрипроизводственные связи не имеют нужной гибкости. Поэтому когда поступает срочный заказ на изготовление тех или иных запчастей, надо либо остановить серийное производство и резко перестраиваться, что требует огромных затрат, либо предлагать услуги предприятий «Белагросервиса». Система Владимира Григорьевича гибче и оперативнее, а значит, выгоднее.

Владимир КУЛЬКА: — При любом импортозамещении все равно останется какая-то номенклатура запчастей, которую нужно будет закупать. Разум и прагматизм должны идти впереди. От импортной составляющей все равно не уйти, и ничего страшного в этом нет. Так работает весь мир. Что касается запасных частей. Есть просьба к промышленникам: машины, которые они изготавливают, должны быть обеспечены запасными частями по полной программе. Выпуск отечественных запчастей и узлов необходимо удвоить.

«БН»: — Владимир Григорьевич, а есть ли у «Белагросервиса» реальные возможности удвоить их производство для импортной техники?

Владимир МИСЬКО: — Как я уже говорил, это предусмотрено соответствующей программой. Но в первую очередь предприятие-изготовитель должно обеспечивать поставку запасных частей и узлов в необходимом для ремонта количестве не только на гарантийный период, но и на весь срок эксплуатации техники. Однако по целому ряду машин этого никто не делает. Конечно, если речь идет об изготовлении 10—20 позиций, то это невыгодно. Делать оснастку, документацию под такое малое количество — дорого. Тем не менее сегодня стоит вопрос: по целому ряду машин запчастей просто нет. Поэтому, чтобы техника не простаивала, мы по образцам будем их изготавливать. Времени на раскачку нет.

Борис КРУТАЛЕВИЧ: — Сейчас можно четко сказать, что освоением и производством новой техники могут заниматься далеко не все. Еще пять лет назад зерносушилки у нас вообще не выпускались. Поэтому пришлось начинать все с нуля. Но заниматься таким производством способны только очень сильные и финансово подкрепленные предприятия. А если нет сильных конструкторов, то даже думать о каком-то начинании нечего. В самом начале мы поняли, что усилий только нашего КБ недостаточно. Мы подключили конструкторов «Мозырьсельмаша» и начали делать теплогенераторы. С березовским «Теплоприбором» освоили серию вентиляторов. В результате получили нормальную машину. Мы выполнили еще одно принципиальное условие — практически все узлы, запчасти и комплектующие производятся в нашей республике.

Сегодня мы практически полностью обеспечены сушильными комплексами. В этом плане очень многое сделано. В основу нашей последней разработки, например, положено все лучшее и передовое, что есть нынче в мире.

Однако сервисное обслуживание у нас пока хромает. Почему? Считаю, потому, что оно не заложено в цену комплекса. Мы предлагали при проведении тендера к стоимости добавить пять миллионов рублей, и сервисное обслуживание будет на должном уровне. Что такое пять миллионов, когда комплекс стоит 2,2 миллиарда? Но к нашим предложениям пока не прислушались.

Отдельно нужно сказать о подготовке специалистов, работающих на таких комплексах. Если мы каждый год будем ставить туда новых людей — ничего хорошего не получится. Мы и так поотстали от Запада, и если сегодня не пойдем по пути автоматизации, применения новых систем управления, окажемся на задворках. На словах экономим каждую копейку, на деле — теряем тысячи и миллионы.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, Анатолий ЦЫБУЛЬКО, «БН»

Фото Павла ЧУЙКО, «БН»

(Окончание следует.)

←Сентябрь «покажет» характер

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика