В первое воскресенье сентября по традиции профессиональный праздник отмечают работники нефтяной, газовой и топливной промышленности.
В первое воскресенье сентября по традиции профессиональный праздник отмечают работники нефтяной, газовой и топливной промышленности.
Рассказывает Александр Свирский: Большая химия зарождалась именно здесь, в Витебской области. Место было выбрано не случайно. Во времена Советского Союза завод находился недалеко от западной границы и рядом с транспортным узлом - городом Полоцком. Эти два фактора, несомненно, упрощали экспорт.
Сегодня завод "Нафтан" - экспортноориентированное предприятие и продает за границу около 70% всей продукции. От простого растворителя до топлива для реактивных двигателей. Постоянно растущий спрос - лучшее доказательство белорусского качества. Но чтобы успешно конкурировать на мировом рынке и, соответственно, приносить валюту, без постоянного обновления оборудования не обойтись. Поэтому на заводе планируется ввести в эксплуатацию 5 новых объектов. Один из них - новая вакуумная установка. Она позволит снизить долю мазута после переработки нефти, который, по сути, является отходом. И окупится установка уже через три года.
(Анатолий Артюх, главный инженер ОАО "Нафтан": "Сегодня выход мазута - 24%, после ввода установки его доля уменьшится на 5%, но вы видите, что даже ради 5% приходится строить".)
Без постоянной модернизации производства на мировую арену даже выходить не стоит. К концу года на "Нафтане" уже освоят выпуск бензина Евро-4 - это позволит открыть для белорусов европейские рынки. А вот отечественное моторное масло мирового качества на рынке уже появилось. И если раньше оно делалось по ГОСТу, то сегодня новополоцкая продукция соответствует требованиям мировых стандартов. Теперь дело за маркетологами, ведь о качестве новинки не знают не только европейцы, но даже сами белорусы.
(Виктор Остапчик, главный технолог ОАО "Нафтан": "В плане качества разницы нет, в плане цены наше дешевле, так как производится в Беларуси. Мы используем те же присадки, что и иностранные производители".)
Одним из рынков сбыта всей продукции завода были США. Но там политический интерес возобладал над экономическим. Новополочан это не сильно расстроило.
(Владимир Третьяков, генеральный директор акционерного общества "Нафтан": "Если по тем или иным причинам американцы уйдут от нас, мы найдем другие рынки сбыта для успешного развития предприятия и его коллектива".)
Пока основная масса производимой продукции уходит в Прибалтику и Россию. Но программа модернизации и реконструкции, рассчитанная на 5 лет, позволит войти и на европейский рынок. А это уже совсем другой уровень качества и, соответственно, прибыли.