Как волонтеры Ельню спасали
Как волонтеры Ельню спасали
Кто-то отправляется сюда, мучимый жаждой новых впечатлений, ведь на болоте еще сохранилась пара-тройка труднодоступных и по-настоящему опасных участков, где "дрыгва" способна, если не засосать целиком, то изрядно потрепать нервишки незадачливому туристу. Кто-то спешит на Ельню в надежде обрести успокоение от назойливой цивилизации, и здесь, наедине с необычной природой, ощутить незримое присутствие Творца. Кто-то преследует более прагматичные цели и, воспользовавшись щедростью болота, доверху наполняет "кошыкі" черникой, голубикой, брусникой, а чуть позже и поспевшей клюквой.
А есть и такие, что едут на Ельню в составе волонтерских лагерей, чтобы спасти ее. Дело в том, что жемчужина Белорусского Поозерья, краса и гордость нашей природы давно нуждается в защите и помощи.
Чарующая Ельня |
Проблемы у Ельни начались с 1930-х годов, когда на ее территории построили несколько мелиоративных систем, спрямили русло рек и прокопали идущие из болотных озер каналы для водоснабжения сельскохозяйственных объектов. Позднее, уже утратив свое хозяйственное значение, они продолжали нарушать природное равновесие Ельни. Живительная влага стала покидать бывшее некогда резервуаром пресной воды болото, и оно оказалось обезвоженным. Снижение уровня грунтовых вод привело к пересыханию верхнего слоя торфа. Ельня превратилась в гигантскую пороховую бочку, для возгорания которой достаточно одной искры. И пожары не заставили себя ждать.
Последний, в 2002 году, был сокрушительной силы. Он испепелил 80% площади Ельни. Очевидцы рассказывают, что на всю околицу тогда стоял дикий треск и было слышно, как в пламени разрываются боевые снаряды, которые покоились в "багне" со времен Великой Отечественной войны.
Единственное место, где можно пройти, — так называемый "зимник" |
— В тот год выпало мало осадков, зима выдалась малоснежной, и в пересохшем болоте практически не осталось воды, — вспоминает тамошний житель и общественный инспектор охраны природы Ельни Валерий Коваленок. — Даже проводившееся в 2000 году на средства Программы малых грантов ГЭФ и ОО "Ахова птушак Бацькаўшчыны" (АПБ) заболачивание не спасло от пожара. В надежде остановить циркуляцию воды из болотного угодья по его периметру построили 21 дамбу. Но Ельня – верховое болото, его центральная часть имеет выпуклую, грибообразную форму, возвышаясь над периферийными на 7 метров. Излишки воды с нее, как с шапки, скатывались по краям.
На Ельне одни пейзажи сменяются другими |
— В свое время в Беларуси проходила международная конференция, и ее гостям директор заказника "Ельня" Петр Боголей устроил экскурсию на болото, — присоединяется к разговору директор АПБ Виктор Фенчук. — Все думали, что Ельня — жемчужина белорусской природы, а увиденное — расстроило. Это и послужило толчком. Надо было что-то предпринимать. И чем скорее, тем лучше. Наиболее правильным решением нам виделось собрать волонтеров и построить на каналах в центральной зоне Ельни каскад плотин, которые позволили бы удерживать воду в болоте.
Таким образом "убивались" сразу несколько "зайцев". Во-первых, обновлялся гидрологический режим болотного угодья. Во-вторых, предотвращались частые торфяные пожары. В-третьих, восстанавливались уязвимые экосистемы, а вместе с ними шанс на спасение получали многие связанные с водой животные, растения и беспозвоночные.
На болоте в естественное увлажненное состояние возвращается напочвенный покров |
Сказано — сделано. В 2007 году ОО "Ахова птушак Бацькаўшчыны" созвала первый волонтерский лагерь (подобной армии добровольцев Ельня до того не видела), и работа заспорилась. Идея АПБ нашла живой отклик у производственного предприятия "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия", поддержавшего благородное начинание и финансами, и людьми.
В тот год было построено 24 плотины. Сооружались они из природных материалов — стволов обгоревших при пожаре деревьев и торфа. Технология крайне проста: сначала поперек дренирующего канала кладется большое бревно, с двух сторон его обивают кольями, оплетают тонкими ветвями березы или ольхи и напоследок утрамбовывают еще и грязью. Поначалу вода через плотину просачивается, а затем засоряется плывущими по руслу сучками и мхом, заиляется, и образуется затока. Такая конструкция способна надежно удерживать необходимый уровень воды. Методике много лет, и она уже доказала свою эффективность при заболачивании в других странах мира.
Участники третьего, заключительного в этом году волонтерского лагеря "Спасем Ельню вместе!", прошедшего в августе. |
До восстановительных работ уровень воды на самом крупном озере – Ельне находился на 1-1,5 метра ниже берегов. Практически отсутствовала вода и в водоемах Белое и Большое. Сегодня можно наблюдать другую картину. Например, вода на озере Яжгиня поднялась примерно на 30 см. Прибыла живительная влага и в других болотных водоемах. Постепенно в свое естественное увлаженное состояние возвращается торф, восстанавливается моховой покров болота — сфагнум.
Но, как говорит Валерий Коваленок, для того, чтобы болото стало таким, каким его помнят старожилы, "еще работать и работать".
Плотины строят всем миром, дружно и сообща |
Сейчас число возведенных на Ельне плотин достигло 50. Последние пару лет новые сооружения не строят, а ремонтируют и расширяют уже существующие: дамбы ведь из натуральных материалов, которые, само собой, в воде ветшают, размываются.
С 2007 года волонтерские лагеря на Ельне проходят постоянно. Традиционно с весны по осень собирается по 3 заезда. Компании подбираются разные. Кто-то приезжает, чтобы посмотреть, что из себя представляет верховое болото, кто-то — для обмена опытом. Но чаще всего среди волонтеров можно встретить людей, связанных с природой если не профессионально, то по крайней мере страстно увлеченных ею. Многие не в первый раз на Ельне и с готовностью отзываются принять участие в новом волонтерском сезоне.
— Для людей, которые никогда не были на болоте, это прекрасная возможность сделать что-то полезное. Строишь плотину и тут же видишь результат своего труда — перепад, как вода пошла. Некоторых это очень мотивирует поехать на Ельню снова, да еще и друзей с собой прихватить, — рассказывает Виктор Фенчук.
По обыкновению все расходы, связанные с проездом, питанием и проживанием участников, берут на себя организаторы — ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" и ОО "Ахова птушак Бацькаўшчыны". Такие условия весьма привлекательны для молодежи. Вот и студент первого курса Белорусской государственной академии музыки Михаил Сугако, никогда до этого болото не видевший, захотел попасть на Ельню:
— Больше всего меня поразил чистый воздух и необычные, красивые пейзажи. Когда в первый раз вступил в болото, ноги проваливались, было жутко неудобно и тяжело по нему идти. В голове роем проносились всякие мысли. К концу пути мы очень устали. Но организаторы компенсировали наши усилия, заведя на озеро Черное посреди Ельни. Там мы вволю искупались, — описывает свои впечатления Миша. — Только здесь я попробовал рассольник и чай по-ельнянски — вода для них берется прямо из болота. Незабываемый вкус!
Присутствовала в жизни волонтеров и культурная программа. В один из дней они посетили в деревне Германовичи краеведческий музей, экспозицию которого собрала местная энтузиастка Аделаида Райчонок. Она же провела им экскурсию по культурному центру имени Язэпа Дроздовича, где хранятся публикации и картины этого талантливого художника, скульптора, этнографа, фольклориста, археолога, писателя и ученого-самоучки.
— В волонтерских лагерях "Спасем Ельню вместе!" ежегодно принимают участие сотрудники нашего предприятия, — рассказывает заместитель генерального директора ИП "Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия" Андрей Рощупкин. — В своем корпоративном журнале, который распространяется в 28 странах, мы рассказываем об этом опыте, привлекаем внимание к судьбе болота. Недавно и фильм о Ельне сняли. Когда люди слушают, мало того, что узнают про такое дивное болото и чем оно примечательно, но еще и загораются желанием помочь. Необычность проекта в том, что он совмещает в себе как защиту уникального водного объекта, так и борьбу с выбросами парниковых газов в атмосферу. Ведь известно, что "здоровый" торфяник нейтрализует огромные объемы углекислого газа.
Вскоре проход для воды забьется, и образуется затока |
На проблемы болота Ельня обратили внимание и иностранные партнеры. В 2009 году к акции подключился проект ПРООН/ГЭФ, за счет которого на самой большой реке болота — Ельнянке были построены 9 переливных плотин. Для их сооружения привлекалась квалифицированная строительная бригада, инженерный проект прошел научное обоснование и экологическую экспертизу.
А с 2012 года с подачи Программы развития ООН в Беларуси запускается новый природоохранный проект с бюджетом более 5 млн евро. Самое приятное, что 10% от этой суммы пойдут на нужды болота Ельни, рассказывает координатор проекта Александр Винчевский. Одним из компонентов станет разработка нового плана управления заказником "Ельня", а также комплекса природоохранных и гидрологических мероприятий для болотного угодья. За эти деньги на особо охраняемой природной территории построят визит-центр, чтобы "сохраненное болото можно было показывать туристам".
Так выглядит готовая плотина |
Топ-15 любопытных фактов о Ельне:
1. Ельня — одно из самых древних в Беларуси болот. Ему примерно 9000 лет.
2. Размещается на водоразделе притоков рек Западная Двина и Дисна.
3. Болото занимает огромную территорию — свыше 23 тысяч квадратных километров. Болотного угодья такого масштаба во всей Европе больше не сыскать!
4. Ельня является Территорией, важной для птиц (ТВП) международного значения, Рамсарским угодьем и с 1968 года республиканским гидрологическим, а затем и ландшафтным заказником.
5. Проходит по южной границе зоны темнохвойных таежных лесов, поэтому там гнездится типичный представитель тундровой фауны — чернозобая гагара, и только там (если, конечно, повезет!) можно встретить настоящую снежную королеву, гостью с далекого Севера — белую куропатку.
6. Водно-болотный комплекс представляет собой настоящий “птичий дом”: здесь сосредоточено 98 видов птиц, 23 из которых занесены в Красную книгу Беларуси. Во время миграций на Ельне останавливаются тысячные стаи пролетных гусей и серых журавлей, в том числе и находящийся на грани вымирания гусь-пискулька.
7. Весной на Ельне можно стать очевидцем настоящего таинства — удивительного, преисполненного грации и изящества брачного танца журавлей. Вот только требуется для этого редкая удача, ведь журавль — невероятно осторожная птица, и приблизиться к ней практически невозможно.
8. Республиканский ландшафтный заказник "Ельня" стал первой в Беларуси природоохранной территорией, где запретили весеннюю охоту на водоплавающих птиц.
9. На болоте произрастают 11 редких видов растений, в том числе карликовая береза и морошка приземистая. В Беларуси проходит южная граница их ареала.
10. У Ельни есть собственные ангелы-хранители — люди, преданно любящие эту землю. В прошлом году большая часть из них получила "корочки" общественных инспекторов охраны природы, которые существенно расширяют полномочия в деле сохранения болотного угодья.
11. Верховое болото Ельня содержит мощные, кое-где до 7-9 метров в глубину, залежи торфа. Он, словно губка, впитывает и удерживает влагу весьма продолжительное время, за счет чего климат на прилегающих территориях даже в сильную засуху остается мягким.
12. Основу водного питания болота составляют исключительно грунтовые воды и атмосферные осадки. Из болотного массива вытекают три реки, а не впадает ни одной!
13. В годы Второй мировой войны на одном из островов Ельни размещался военный аэродром. Поговаривают, что в недрах "багны" по сей день лежит сбитый партизанами немецкий самолет. А старые люди уверяют, будто даже однажды отдыхали на его крыле, возвращаясь из ягодника.
14. На самом большом острове — Ельнянском в начале прошлого века было поселение, стоял деревянный маяк, сваи которого сжег один из многочисленных пожаров.
15. "За польскім часам" местный помещик смекнул, что за счет рельефных особенностей Ельни можно озолотиться. Между озером Яжгиня и речкой Дисной перепад высот 11 метров. Он нанимал сельчан, те рыли каналы, водоток на которых был настолько силен, что позволял "пану" зерно молоть. Прошло более 100 лет, а каналы продолжали функционировать и не зарастали; там даже рыба на нерест шла. До того, как не появились волонтеры и не настроили дамб, улыбается рассказавший эти легенды Валерий Коваленок.