Коровий навоз и world music на «Вольным паветры»
29.08.2011
—
Новости Общества
Подъезжая к хутору с кодовым названием Шабли, жалеешь, что рядом нет маниакально интересующихся белорусской культурой иностранцев - они заценили бы картинку. Из кукурузного поля выходит задумчивый дед и укоризненно смотрит на проезжающий караван машин. На фоне раскинувшихся фестивальных шатров две пожилые жительницы деревни Запрудье бойко копают картошку. На стоянке в поле около хутора припарковались в основном дорогие, элитные автомобили. Около входа на территорию фестиваля посетителям дарят рекламные пакеты со стиральным порошком, что вызывает натуральную эйфорию в нынешние кризисные времена. Пахнет шашлыком и коровьим навозом - и того, и другого в окрестностях предостаточно.
Концертный продюсер Владимир Шаблинский, в очередной раз приглашая белорусов на фестиваль «Вольнае паветра» в свои владения, раскинувшиеся между Минском и Вильнюсом, решил расширить формат мероприятия. Теперь в Шаблях проходит «фестиваль нового этно». Если ранее целью фестиваля было знакомство белорусов с фолк-традициями (первый фестиваль в Крупках в 2006г.) или зарубежных гостей - с белорусским фолком (в 2007г. пригласили российского музыковеда Артемия Троицкого, с умилением окрестившего фест «этно-Вудстоком»), то теперь организаторы решили познакомить белорусов с новым взглядом на этномузыку.
За состав выступающих на этот раз отвечали продюсеры Александр Богданов (Bo Promo ) и Евгений Колмыков («Дети солнца»). Поэтому фестиваль стал международным - приехали гости из Сербии, Польши, России и Украины, а белорусского фолка стало меньше. Еще на фесте впервые опробовали метод нескольких сцен - в низине, у реки, сложили огромную фестивальную сцену; наверху разместилась сцена поменьше. Существовала и третья площадка - сарай, в котором постоянно проходила какая-то угарная вечеринка с танцами. Правда, в какой-то момент в сарае отключилось электричество, поэтому в нем наступил очень дзенский чилл-аут.
Впрочем, при любом составе выступающих фестиваль оказался бы настоящим праздником для присутствующих - мероприятия в «Шаблях» давно обросли традициями, люди приезжают туда просто отдохнуть и пообщаться с друзьями, отодвигая собственно меломанский опыт на второй план. На территории хутора появился внушительный мерчандайзинг - ларьки с едой, традиционная палатка со страусиными перьями и еще какими-то фрагментами страусов с находящейся неподалеку фермы, лоток с войлочными сувенирами и т.п. У феста даже появился логотип - корова с крыльями, будто прилетевшая из мультфильма «Тайна третьей планеты».
Еще одной традицией фестиваля, возможно, станет чемпионат по метанию коровьих кизяков - собственно, стандартных коровьих лепешек, хорошо подсушенных августовским солнцем. Чемпионат, который вел гонзо-журналист Митя Тарпищев в качестве «тамады», вызвал живейший интерес - участники охотно регистрировались и долго, внимательно готовились, выбирая «снаряды», разложенные на солнце, придирчиво взвешивая на ладонях увесистые темные комочки. Оказалось, что белорусы метают коровьи лепешки по-разному: кто-то стремился добросить максимально далеко, кто-то - максимально высоко. Коровий навоз проявлял недюжинную норовистость, вырывался из ладоней, ломко крошился в руках и закручивался, будто бумеранг, прямо в воздухе, осыпаясь дождем на визжащих зрителей. Победителю, добросившему свой ломоть навоза практически до сцены, пообещали выдать ящик шампанского - впрочем, после всего этого ни ящика, ни победителя никто не видел.
Те же, кого интересовала в первую очередь музыка, оказались удивлены нестандартностью программы. Белорусской этники на фесте было мало, а белорусско-
язычной не было вообще. Белорусов представляли «Нагуаль» со своим «болотным» фолк-панком; неожиданно повзрослевшие стилистически «Гурзуф», играющие нечто среднее между академическим минимализмом, музыкой для фильмов ужасов и фри-джазом; клезмер-команда Morfe Acoustic Band ; джазовые Apple Tea , клятвенно обещавшие сыграть «этноджаз». В итоге «Яблочный чай» играл свой стандартно-традиционный джаз, но их выступление на маленькой сцене собрало в два раза больше зрителей, чем одновременно звучащий концерт российской группы «Комба Бакх» на большой площадке.
Единственным белорусскоязычным коллективом, заявленным на фестивале, были Dzivasil , но они так и не добрались до хутора. Согласно их свежему комментарию радио «Рацыя», им было предложено крайне неудобное время выступления, отчего музыканты даже обиделись, решив, что организаторы «не очень-то рады белорусскоязычной музыке», и так и не поняв, почему «это было заявлено как этнофест».«Давайте будем считать, что «новое этно» - это world music» - предложил журналистам, также озабоченным данным вопросом, Колмыков. «В каком-то смысле то, что мы сегодня играли, - этно ! - подтвердил на пресс-конференции Егор Забелов из группы «Гурзуф» и добавил: - Но если мы будем на метал-фестивале, мы будем метал-группой. А если это будет фестиваль классической музыки - тоже нормально». Оказалось, Егор в последнее время восполняет «пробелы в своем академическом образовании» и слушает музыку первой половины XX в: Шнитке, Шенберга и т.д. После этого сразу несколько журналистов едким циничным хором спросили: «Стоит ли рассчитывать на то, что группа перейдет на додекафонную технику и порадует нас атональной и серийной 12-тоновой музыкой?»
Хедлайнерами фестиваля были балканские этно-диджеи Shazalakazoo . Этот дуэт накладывает на балканский фолк всевозможные сэмплы и биты, добиваясь невыразимо глубокого баса и крайне фестивального настроения. Веселые сербы крутили пластинки и танцевали, иногда сами подыгрывая музыке на крошечной скрипочке и периодически выкрикивая в микрофон: «Жыве Беларусь!» Это всех радовало: измученные невозможностью покричать «жыве!» зрители даже пытались устроить что-то подобное на концерте «Гурзуф», что смотрелось очень абсурдно.