Выгнать из школы теперь могут за четыре нуля в дневнике

Вступающий в силу 1 сентября Кодекс об образовании устанавливает три меры дисциплинарного взыскания к ученикам Почему авторы документа, отвергнув возможность телесных наказаний школяров, все-таки оставили «крайнюю меру» – отчисление?
Несколько лет назад мне пришлось столкнуться с конфликтной ситуацией в одной из небольших школ: учитель, убедившись в бессилии педагогических методов, надавал тинейджеру по шее. Наставник тут же поплатился за рукоприкладство работой, инцидентом занялась милиция. Учителя, как один, подписали заявление с просьбой не привлекать коллегу к ответственности: по общему мнению, иного способа сладить со старшеклассником не было.
— В последние годы происходил определенный перекос в сторону защиты прав учеников при серьезных упущениях в части установления их обязанностей и ответственности за свои дела и слова, — считает председатель Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно-техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимир Зданович. — Исходя из этого, а также модельного законодательства государств — участников СНГ было принято решение разработать специальную главу Кодекса об образовании, посвященную дисциплинарной ответственности. Каждый гражданин должен знать, что помимо прав у него есть обязанности и ответственность.
С занесением в личное дело?
У педагогов, которые попали в ситуацию сродни вышеописанной, есть три способа повлиять на ученика — сделать ему замечание, объявить выговор или добиваться отчисления из школы. По наблюдениям Владимира Здановича, первые два способа доказали свою действенность ранее: учителя отчитывали нерадивых учеников, а в особо тяжелых случаях заносили им выговор в личное дело. На многих школяров это действовало.
А вот крайняя для учеников мера прописана в законодательстве впервые. Она грозит только ученикам старших классов, так как обязательное базовое образование гарантировано Конституцией страны. Отчислять не разрешается также учеников младше 16 лет и лиц с тяжелыми или множественными физическими или психическими нарушениями.
— Это не означает, что ученик младше 16 лет, совершивший правонарушение, которое попадает под статью Уголовного кодекса, не будет отчислен из своей школы и переведен в учреждение образования закрытого типа, — уточняет Владимир Зданович.
“Нули” — это страшная сила
— Мы долго спорили, за что можно отчислять школьника, — признается Владимир Зданович. — Звучало много опасений: мол, школы получат право избавляться от неудобных учеников, в результате эти дети окажутся на улице.
Так как основные обязанности учеников — прилежно учиться и быть дисциплинированным, отчислять станет возможным за неуспеваемость и злостное неисполнение обязанностей учащегося, систематические нарушения дисциплины и школьного устава, порчу школьного имущества и оскорбления в адрес участников образовательного процесса. Право выбора дисциплинарного взыскания принадлежит руководителю учреждения образования: он обязан учесть тяжесть проступков, причины и обстоятельства, при которых они совершены, и предшествующее поведение ученика.
— Поскольку в школе только одна неудовлетворительная оценка — “ноль”, под неуспеваемостью мы понимаем “нули”, причем не менее чем по трем учебным предметам, — объясняет Владимир Зданович. — В вузах положительные оценки начинаются с 4 баллов, поэтому звучали предложения уравнять требования к студентам и старшеклассникам, ведь большинство из них ориентированы на поступление. Но пришли к выводу, что делать этого не надо, ведь благодаря тому, что на 10 положительных оценок в школе приходится всего одна неудовлетворительная, у нас исчезла проблема детских суицидов из-за низких отметок.
Чтобы “вылететь” из школы, одного желания директора мало. Решение должно быть принято на заседании педсовета, а материалы — переданы в комиссию по делам несовершеннолетних. Эта структура, решения которой обязательны для исполнения, направляет вчерашнего ученика на курсы для получения профессии с последующим трудоустройством. В надежных руках инспектора по делам несовершеннолетних нерадивый школьник будет находиться до достижения им 18-летнего возраста.
— В развитие каждой правовой нормы, заложенной в Кодексе об образовании, будут вноситься изменения в другие нормативно-правовые акты и кодексы, законы, постановления Совета Министров, приказы Министерства образования, — говорит Владимир Зданович. — Все изменения будут доводиться до школ и учителей в виде инструктивно-методических писем и рекомендаций.Проблема, по мнению Владимира Здановича, в другом: существует опасность, что учителя будут опасаться применять прописанные в кодексе нормы дисциплинарного воздействия. Ведь у нас принято во всем винить школу. И если в школе выявлен случай правонарушения, значит, учреждение образования “недорабатывало”. Волей-неволей педагоги привыкли скрывать проблемы.
Три вопроса о дисциплине
1. Что подразумевали авторы, закладывая в кодекс ответственность “за распространение информации, наносящей вред здоровью”?— Такие случаи уже фигурировали в прессе: в интернете могут распространяться подлинные или смонтированные фотографии, которые порочат честь и достоинство человека. Это сказывается на психическом здоровье девушки или юноши.
2. Будут ли замечания и выговоры накапливаться в личном деле и влиять на дальнейшую жизнь ученика?— Личное дело не идет следом за человеком во взрослую жизнь, оно остается в школе. И еще: если ученик совершил проступок, а затем изменился в лучшую сторону, в личном деле появится запись, что выговор снят.
3. Кто должен разъяснить ученикам возможные последствия их проступков? — Незнание закона не освобождает от ответственности. Дисциплинарная ответственность будет разъяснена каждому конкретному ученику на классных и информационных часах.